Программа по патриотическому воспитанию "Родная сторона"
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Пояснительная записка
Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции народа. Под словом “культура” воспринимается абсолютно все, созданное человеком. В наши дни самобытные традиции народов Поволжья приобретают особую художественную значимость.
Самарская область располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют её культуру. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой (факультативной, внешкольной) деятельности.
Сроки реализации программы : 3 года обучения с учащимися 4-6-х классов. Количество часов в учебном году – 34 часа (1 час в неделю)
Тип программы – обучающая, развивающая воспитывающая.
Цель программы: заинтересовать учащихся развитием национальной культуры Самарской области и народов, её населяющих.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с народными праздниками и традициями народов, проживающих на территории Самарской области.
2. Приучить учащихся к частично поисковой деятельности.
3. Формировать национальное самосознание, патриотизм, уважение к историческому прошлому народов среднего Поволжья.
4. Воспитывать у них толерантное отношение к окружающему миру, бережное отношение к культуре народов нашей области.
5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Основной идеей программы «Исток» является творческая деятельность детей, самораскрытие и самореализация каждого ребёнка, воспитание любви и гордости за свой язык, историю предков, толерантность и добрососедские отношения с представителями других культур и народностей.
Основные направления деятельности:
Учебная – получение школьниками новых знаний о Самарской области;
развивающая – умение работать с дополнительной литературой, высказывать гипотезы и уметь их доказывать;
воспитательная – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.
Условия реализации программы и прогнозируемые результаты
Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми , которые способствуют лучшему пониманию фольклора и обрядов, воспитанию положительных эмоций, свободное и непринуждённое взаимопонимание, формирование положительной самооценки.С учетом возрастных и интеллектуальных особенностей детей используются следующие формы и методы работы:
• игры;
• работа в библиотеке с дополнительной литературой;
• практические занятия;
• работа в компьютерном классе;
• дискуссии;
• беседы.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, наглядные пособия, литература по теме, экспонаты музейной комнаты при ГБОУ ЦДК.
Ожидаемые результаты работы
В результате реализации данной программы учащиеся:
• Научатся работать с информацией, определять ее источник.
• Больше узнают о своей малой родине, о традициях, праздниках.
• Сформируется уважение и бережное отношение к истории своей Родины.


СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «РОДНАЯ СТОРОНА»

Раздел 1 (4 класс)

Культура народа и народное творчество

1. Устное народное творчество. Человек и природа. Народная культура. Многообразие видов и форм творческой деятельности. Загадки. Знакомство с жанром, его функции, особенности. Структура загадки. Отгадывание загадок. Скороговорки, считалки, прибаутки, пестушки, потешки. Рассказывание. Разучивание считалок. Пословицы и поговорки. Игры. Игры Самарской губернии.
2. Художественное народное творчество. Русские народные песни. Частушки. Народные промыслы. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Палех. Игрушки России. Матрешка. Филимоновская игрушка. Дымковская игрушка. Национальные костюмы Самарской губернии. Русский национальный костюм. Татарский национальный костюм.
3. Праздники. Новый год. Празднование Нового года в разных странах. Рождество. Масленица. Пасха. Троица. Библия. Коран. Сабантуй.

Раздел 2 (5 класс)

История России и моей малой Родины

1. Традиции наших предков. Праздник урожая. Времена года. Календарь. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели. Народные приметы. Что такое история. История — наука о прошлом.
2. История моей Родины. Наши предки. Начало России. Москва. Санкт-Петербург. Самара. Сызрань.
3. История Сызрани. Необходимость защиты рубежей. История возникновения Сызрани. Памятники нашего города. Праздники нашего города.

Раздел 3 (6 класс)

Отчий дом

1. Самарская область. Сызрань и Самарская область: география, промышленность, сельское хозяйство, природа, население, национальная культура, современные традиции. Исторические памятники города
2. Сызрань — мой город родной. Население нашего города. Известные люди Сызрани.
Иконописная школа . Духовная жизнь нашего города. Храмы. Мечети.
3. Я и моя семья в истории страны. История Родины и история семьи. Моя родословная. Мое имя. Традиции и праздники моей семьи. Семья -это семь я.

У вас нет прав для создания комментариев.