« Создание гуманистической воспитательной среды в условиях развития образования»
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

ГООБУ « Болгарская санаторная школа-интернат»

Доклад

 « Создание гуманистической воспитательной среды в условиях развития образования»

МО воспитателей

                         Выполнила: Кобенячкина О.А

                         Высшая категория. Воспитатель.

2015

                                   Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи
                                            последняя приобретена ценою большого труда и заботы,
                                                 в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим.
                                                                                                                                   Демокрит

Сегодня во всех школах идет процесс модернизации учебно-воспитательного процесса, внедрения новых педагогических технологий, школы постоянно находятся в инновационном пространстве.

Гуманистическо-воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и воспитанника, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия. Организация воспитательного процесса на основе идей гуманистической педагогики – сложная задача, ибо от педагогов требуется не только знание этих идей, но и принятие их как собственных убеждений, на которых базируется мастерство организации взаимодействия с воспитанниками.

В нашей стране идеал гуманистического воспитания блестяще реализовал в 50-60 годах XX века В. О Сухомлинский.  Вся образовательная система управляемой им  Павлышской школы была ориентирована на создание счастья каждого питомца, доброго отношения к детям, формирование условий для индивидуально-творческого развития каждой личности \"Воспитание заключается в том, - утверждал В. О Сухомлинский - чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если ее, как жемчужину, шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье Открыть в каждом человеке ее, только ее неповторимую  грань, - в этом искусство воспитания"1.

Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации следующих принципов:

  •   безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
  •   осознание и признание права личности быть не похожей на других;
  •   владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного человека, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
  •   учет индивидуально-психологических и личностных особенностей человека (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и т. д.).
  •   воспитание доверием, заботой и уважением;
  •   воспитание ответственностью;
  •   воспитание творчеством;
  •   воспитание через здравомыслие,
  •   воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
  •   воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых)

проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

предоставление права на свободный выбор;

оценка не личности, а ее деятельности, поступков;

Приоритетными принципами гуманистического воспитания в современных условиях являются:

Принцип научности ,как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;

Принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;

Принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;

Принцип ненасилия и толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;

Принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;

Принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов;

Принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;

Принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности.

Методы гуманистической педагогики

            проблем, а также методам прояснения и творчества  смыслов.

Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния – доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир.Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя в атмосфере любви и благожелательности. Он должен ощущать, что окружающие его люди со всеми их требованиями – не враги ему, а, напротив, любящие и заботящиеся о его благополучии люди. Ему не собираются навязывать свое видение жизни, а лишь помогают найти свою дорогу. Однако при этом педагог должен постоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встать ему на ноги, никто за него самого «ходить» (мыслить, чувствовать, принимать решения, выбирать свой путь) не будет. Старая истина, что образование – двусторонний процесс, не должна предаваться забвению.

 Основные составляющие гуманистического воспитания:

Идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

Гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;

Нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;

Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

Воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;

Гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

Семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

Трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

Экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе,

Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

Воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Вывод :Гуманистическая парадигма ставит в центр внимания ученика как субъекта, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Она ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, помощь в личностном росте. В рамках гуманистической парадигмы существует множество моделей образования. Однако в единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду в жизни человека. Гуманистическое направление предполагает свободу творчества, как учащихся, так и педагогов.

У вас нет прав для создания комментариев.