Авторская программа элективного курса "Человековедение"
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

МУ «Управление образования исполнительного комитета Чистопольского района» Республики Татарстан
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Чистополь

Авторская программа элективного курса «Человековедение»
10-11 классы

Разработала:
Беляева Т.В. учитель
истории и обществознание
высшей квалификационной
категории

Г. Чистополь 2014 г.
Пояснительная записка

Данный курс исходит из тех же целей, что и существующие сейчас примерные программы по истории и обществознанию, которые он и призван дополнить. Программа элективного курса «Человековедение», рассчитанная для старшеклассников, связана с изучением обществознания в общеобразовательной школе, но в достаточной степени вариативна, изменчива и автономна. Она предназначена как для обучающихся классов универсального профиля, так и классов гуманитарного профиля. Кроме того, она может быть использована при организации научно-исследовательской работы обучающихся, при подготовке их к участию в предметных олимпиадах или к вступительным экзаменам в вуз.
В основе программы заложена актуальная проблема, каким быть современному человеку. Её, как актуальную, предоставили процессы и преобразования, проходящие в современном развивающемся обществе, такие как политико-экономические и социальные; изменения критериев оценки жизненных факторов и явлений, исторических явлений, событий и личностей; возрождение интереса к религии; некоторые негативные проявления (рост преступности, обращение молодежи к алкоголю, наркомания). В связи с этим цели данного курса делятся на воспитательные и образовательные.
К числу воспитательных целей относятся:
- воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;
-воспитание свободной и ответственной личности, её социализация, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
К числу образовательных целей относится:
- формирование и развитие умений анализировать и сравнивать, делать самостоятельные выводы, выражать собственное мнение;
- обращение к личности самого обучающегося, к его жизненным силам и потенциальным возможностям.
Достичь этих целей можно, только углубив и расширив умения учеников в анализе и интерпретации собственных взглядов и позиций. Поэтому назначение элективного курса «Человековедение» - изучение человека как такового на основе наук о человеке.


Изучение его должно способствовать формированию:
- гуманистического мировоззрения: убежденность в уникальности каждой личности и в том, что жизнь – высшая ценность бытия, идеал гуманизма, свободы, демократии и социального процесса;
- необходимости моральных ориентиров;
- гражданственности, патриотизма;
- социальной культуры, включающей в себя проблему межличностных, этических отношений, толерантности к иному образу жизни и образу мыслей.
В рамках ведения данного курса могут использоваться различные формы уроков: урок-ролевая игра, деловая игра, урок-практикум, урок-конференция, урок-конкурс и т.д.
Минимальное оснащение курса предполагает наличие учебно-методического комплекса, включающего учебник «Человек и общество» 10-11 класс, дополнительный материал к учебнику под редакцией Боголюбова и Лазетниковой, учебник «основы культуроведения» 10-11 класс, автор Гуревич П.С., учебник «Введение в философию» 10-11 класс, автор Гуревич П.С., «Политология» 10-11 класс, автор Мухаев Р.Т., методические пособия и рекомендации для учителя.
Программа элективного курса «Человековедение» для 10-11 классов рассчитана на 68 часов.

«Человековедение»(68 часов)
Раздел №1 Этико-психологические основы личности
Психология самопознания и самовоспитания. (25ч)
Введение. «Человек и наука о нем-Человековедение»(1 час).
Тема 1. Какой я человек?(6 часов)

Науки изучающие человека, их специфика.
Человек- существо биосоциальное. Уникальность человека.
Что происходит с человеком в творчестве.
Трудности и противоречия отрочества.
Физиологические и психологические особенности развития девушек и юношей.
Как развивается личность?
Тема 2. Потребности и возможности человека (5 часов)
Что такое личность? Индивид-личность-индивидуальность
Потребности человека(о направленности личности)
Возможности человека(о задачах и способности)
Что есть человек на самом деле?(темперамент и характер)
Механизм отождествления (мое тело, возраст, пол)
Тема 3.биологические возможности человека(6 часов)
Человек: его настроение и самочувствие. Варианты проявления и возможные пути улучшения настроения и самочувствия.
Человек-мыслитель и художник. Наука, искусство, мораль.
Маленькие секреты большой памяти. Понятие памяти, виды памяти, закономерности развития и особенности в юношеском возрасте.
Чувства, разум ,сознание.
Внимание и внимательность.
Человек и природа.
Человеческая природа.


Тема 4. Интеллектуальные возможности человека(7 часов)
Человек: его воля, знания и интуиция.
Что такое интеллигентность? Этика психологическое понятие интеллигенции.
Способы самовоспитания.
Человек и культура. Духовные потребности человека.
Человеческие пороки. Истоки негативных явлений.
Роль самого человека в их предотвращении.
Самовоспитание трудолюбия. Значение деятельности в развитии человека.
Составление программы самовоспитания ( практикум по самопознанию)

Раздел №2. Этико-психологические основы общения и межличностные отношения. (28часов)
Тема 1. Я и другие люди.(8ч)
Функции назначения человеческого общения.
Содержание, виды и средства общения. Роскошь человеческого общения.
С кем и в какие отношения вступает человек? Межличностные отношения.
Этика общения. Главный стимулятор нравственности личности.
Этикет общения: истоки общения и уровни усвоения этикета.
Групповое осознание. Визитная карточка человека.
«Мое место» в коллективе сверстников. Конформизм и коллективизм.
«Нет уз святее товарищества». «Кодекс товарищества». «Какой я друг?»
Любовь как высшее человеческое чувство. Особенности юношеской любви в 21 веке. Воспитание чувств.
Тема 2. Нравственные аспекты развития человеческой личности(10ч)
Человек, вещи и другие люди, материальные потребности человека. Этический аспект проблемы. Сто такое имидж?
Человек и прекрасное. Безличностная и личностная информация. Психологические основы нравственности. Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна? Что и как читает человек? Развитие читательских интересов.
Человек и безобразие. Культура и псевдокультура, уродливое проявление быта, литературный язык и «арго».
Стиль и тон поведения. Кодекс поведения.
Нравственные качества ,определяющие отношения человека к другим людям .
Нравственные ценности личности.
Что такое культурный человек? Культура души.
Понимание внутренней и внешней культуры человека.
Культурный человек в конфликтной ситуации.
Конфликт- как несовпадение взглядов, точек зрения, мнений, критериев оценки жизненных позиций.
Тема 3. Психология семейной жизни (10ч)
Зачем человеку семья?
Семья глазами ученых разных специальностей.
Семья и ее основные функции.
Юридические (правовые) основы брака.
Нравственные основы взаимоотношений мужчин и женщин.
Особенности молодой семьи
Физиологи и культура интимных отношений.
Сексуальная революция. Мифы и реальность.
Идейные устои и нравственно-психологический климат в семье.
Трудовая атмосфера. Бюджет и хозяйство.
Эстетика быта.
Конфликты в семье и их разрешения.
Воспитание детей в семье.
Вопросы семейного воспитания.

Повторение (1 час)
Раздел № 3. Философское осмысление жизни. (14 часов)

Науки о человеке: Как их познать.
Человек в мире парадоксов. Закон единства и борьбы противоположностей.
Конформизм и жизненная позиция человека.
Человек и счастье. Этическое понимание «счастья».
Человек – хозяин своей судьбы.
Человек и его будущее.
Человек и его дело. Саморегуляции деятельности и поведения. Человек, его здоровье и болезни. Здоровье как высшая ценность. Человек и религия. Феномен веры. Толерантность.
Человек в сложной жизненной ситуации.
Есть ли у меня враги?
Вредные привычки или болезнь?
Алкоголь, никотин, наркомания, токсикомания в жизни и судьбе человека.
Молодежь и проблема преступности.
Особенности, причины, основные проявления преступности. Аспекты борьбы с преступностью. Правила личной безопасности.

Итоговый урок (1 час)
«Человек – сам себе воспитатель»


Тематическое планирование курса «Человековедение»
(68 часов)
№ п/п Тема уроков Формы обучения Формы контроля
Раздел 1. Этико-психологические основы личности. Психология самопознания и самовоспитания.
1 Науки, изучающие человека, их специфика. Вводный урок Устные опросы
2 Человек – существо биосоциальное. Уникальность человека. Традиционный урок Таблица
3 Что происходит с человеком в творчестве. Интегрированный урок Эвристические беседы
4 Трудности и противоречия отрочества. Практикум Фронтальный опрос
5 Физиологические и психологические особенности развития девушек и юношей. Диспут Письменные задания
6 Как развивается личность? Комбинированный урок Тесты
7 Что такое личность? Индивид: личность, индивидуальность. Дискуссия Викторина
8 Потребности человека. Семинар Индивидуальные занятия
9 Возможности человека. Проблемный урок Фронтальный опрос
10 Что есть человек на самом деле? Дискуссия Аукцион
11 Механизм отождествления. Комбинированный урок Тесты
12 Человек – его настроение и самочувствие. Ролевая игра Письменные задания
13 Человек – мыслитель и художник. Урок творчества Устные опросы
14 Понятие памяти, виды памяти. Традиционный урок Индивидуальные задания
15 Чувства, разум, сознание Деловая игра Тесты
16 Внимание и внимательность. Аукцион Письменные вопросы
17 Человек и природа. Интегрированный урок Индивидуальные занятия
18 Человеческая природа. Семинар Творческое эссе
19 Человек: его воля, знания, и интуиция. Практикум Опорные схемы
20 Что такое интеллигентность? Дискуссия Фронтальный опрос
21 Способы самовоспитания. Лекция Индивидуальные задания
22 Духовные потребности человека. Ролевая игра Тесты
23 Истоки негативных явлений. Практикум Таблица
24 Самовоспитание трудолюбия. Практикум Эвристические беседы
25 Программа самовоспитания. Практические задания Работа в группе
Раздел 2. Этико-психологические основы общения и межличностные отношения.
1 Функция и назначение человеческого общения Лекция Устные ответы
2 Содержание, виды и средства общения Практикум Фронтальный опрос
3 Межличностные отношения. Интегрированный урок Письменные задания
4 Этика общения. Деловая игра Таблица
5 Истоки общения и уровни усвоения этикета. Традиционный урок Индивидуальные задания
6 Комбинированный урок Тесты
7 «Какой я друг». Диспут Творческое эссе
8 Воспитание чувств. Ролевая игра Индивидуальные задания
9 Материальные потребности человека. Урок – размышление Творческие задания
10 Психологические особенности нравственности Лекция Фронтальный опрос
11 Культура и псевдокультура. Дискуссия Индивидуальные задания
12 Кодекс поведения. Деловая игра Задания в группах
13 Нравственные качества человека. Конференция Творческие задания
14 Нравственные качества личности. Традиционный урок Викторина
15 Культура души. Традиционный урок Тесты
16 Внутренняя и внешняя культура человека. Диспут Таблица
17 Конфликт – как несовпадение взглядов, точки зрения. Интегрированный урок Фронтальный опрос
18 Культурный человек в конфликтной ситуации. Дискуссия Устные ответы
19 Зачем человеку семья? Семинар Заполнение таблицы
20 Семья и её основные функции. Интегрированный урок Эвристические беседы
21 Юридические основы брака. Комбинированный урок Тесты
22 Особенности молодой семьи. Урок изучения нового материала Индивидуальная работа
23 Физиология и культура и интимные отношения. Лекция Викторина
24 Сексуальная революция. Дискуссия Фронтальный опрос
25 Нравственно – психологический климат в семье. Проблемный урок Тесты
26 Бюджет и хозяйство. Интегрированный урок Письменное задание
27 Эстетика быта. Диспут Задания в группах
28 Вопросы семейного воспитания. Интегрированный урок Индивидуальные задания
Повторение (1 час) Повторительно-обобщающий урок Анкетирование
Раздел 3. Философия осмысления жизни. (14 часов)
1 Человек в мире парадоксов Комбинированный урок Устные ответы
2 Конформизм и жизненная позиция человека Дискуссия Таблица
3 Человек – хозяин своей судьбы. Деловая игра Эвристическая беседа
4 Человек и его будущее. Фронтальный опрос
5 Человек и его дело. Практикум Письменные задания
6 Здоровье как высшая ценность. Семинар Тесты
7 Феномен веры. Толерантность. Диспут Индивидуальная работа
8 Человек в сложной ситуации. Комбинированный урок Викторина
9 Вредные привычки или болезнь. Семинар Фронтальный опрос
10 Алкоголь, никотин, наркомания, и токсикомания. Проблемный урок Тесты
11 Алкоголь, никотин, наркомания, и токсикомания. Проблемный урок Тесты
12 Проблема преступности. Диспут
13 Особенности, причины, основные направления преступлений. Аукцион Индивидуальные задания
14 Особенности, причины, основные направления преступлений. Аукцион Индивидуальные задания
Итоговый урок (1 час)
«Человек – сам себе воспитатель» Повторительно-обобщающий урок Тестирование


Темы рефератов.
1. Что такое «индивид», «личность», «индивидуальность».
2. интересы и склонности человека.
3. Характер человека. Как формируется?
4. « В здоровом теле-здоровый дух».
5. Добро и зло жизни человека.
6. Что такое мораль?
7. Внутренняя культура-культура души человека.
8. «В человеке все должно быть прекрасно»
9. Как преодолеть дурные привычки.
10. Внешний облик -«визитная карточка человека»
11. Невербальное общение.
12. Закон товарищества.
13. Любовь как высшее человеческое чувство.
14. Особенности юношеской любви.
15. Явление вещизма и его последствия
16. Мода-это стремиться «быть как все» или «быть непохожим на всех».
17. Культура общения.
18. Мужественность как нравственная основа настоящего мужчины.
19. Женственность как нравственная основа женщины.
20. Семейное воспитание.
Темы проектных исследовательских работ.
1. Научно-технический прогресс и человек.
2. Человек в системе современных экономических отношений.
3. Нравственность и безнравственность.
4. Экологические проблемы нашего общества.
5. Национальна ценность человека.
1. Проблемы межнациональных отношений.
2. Одиночество-добро и зло. Как не быть одиноким?
3. Религиозность человека. Религия и нравственность.
4. Проблемы молодежной преступности и возможные их решения.
5. Неформальные объединения молодежи.


Литература.

Андреева Т.М. Социальная психология. М., 1980г.
Блюмнин В.А. Этика и Жизнь. М., 1989г.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989г.
Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1989г.
Лебедев В.М. Личность в экстремальных условиях. М., 1999г.
Соколов Я.В. Граждановедение М., 1992г.
Козлов Н.И. Философские сказки. М., 2003г.
Психологический практикум: серия книг:
1. Психология влияния.
2. Искусство владеть собой.
3. Наука управлять другими.
4. Умение вести переговоры и отстоять свою точку зрения. Ростов-на-Дону. 2001г.
Учебное пособие. Гуревич П.С. «Человек». М., 1993г.

У вас нет прав для создания комментариев.