Использование диалогической речи на уроках развития речи, русского языка и литературы в старших классах.
- Подробности
- Автор: Teacher-rt
-
Категория: Начальная школа
-
Опубликовано 30 Апрель 2021
-
Просмотров: 351
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елабужская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Использование диалогической речи на уроках развития речи, русского языка и литературы в старших классах.
Шафигуллина Алсу Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
апрель 2021 год
Использование диалогической речи на уроках развития речи, русского языка и литературы в старших классах.
Диалог – один из самых распространенных видов устной речи – является наиболее естественной формой речевого общения. Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами. Речевой организацией диалога является ряд сменяющих друг друга реплик, границей которых служит конец речи одного собеседника и начало речи другого. Первая реплика даёт начало разговору, т.е. является исходной. В зависимости от темы разговора, от его цели первая реплика представляет собой вопросительное, побудительное или повествовательное предложение, простое или сложное. Назначение первой реплики – вызвать ответ собеседника, побудить его к сообщению. Такие реплики называются репликами – побуждениями или репликами – стимулами. Ответная реплика – это результат реакции на реплику – побуждение, поэтому ее называют репликой – реакцией. Реплика – реакция может содержать ответ, возражение, утверждение, согласие, замечание на слова собеседника или вопрос – переспрос. Она обычно бывает краткой:
-Ты поедешь в среду домой?
- Да, поеду.
Есть реплики, которые могут быть относительно самостоятельными и представляют собой обмен высказываниями, связь между ними чаще всего смысловая.
- Дай мне, пожалуйста, карандаш.
- Вот, возьми.
- Спасибо.
А есть реплики взаимообусловленные и рассматриваются как единое структурно – грамматическое целое – диалогическое единство, которое характеризуется взаимосвязанностью реплик, внутренней смысловой логикой и структурной законченностью. Классификация диалогических единств по И.В.Колтуненко: вопросо – ответные; диалогические единства, включающие сообщения, вопрос, а затем ответ на него; диалогические единства, включающие побуждение к действию и ответную реакцию; диалогические единства, представляющие собой сообщение и встречное сообщение.
Учащимся полезно усвоить некоторые диалогические конструкции – фразы:
а) для передачи положительного ответа на приглашение собеседника определенные слова и словосочетания;
б) выражения используются в диалоге в случае отказа от приглашения;
Важным средством выражения смысловых отношений являются интонация. Широкое употребление вопросительных, восклицательных и побудительных предложений.
В работе над диалогом следует обращать внимание на использование неполных предложений, слов – предложений «да». «нет», относительно свободный порядок слов, частые повторы, использование вводных слов и предложений.
При обучении разговорной речи на основе живого общения учитель должен стимулировать самостоятельную активную речь самих учащихся. Вовлекая учащихся в беседу, задаёт им вопросы, терпеливо поправляет ответы, предлагает задуматься над тем, как можно сказать по – другому. Учитель следит, чтобы учащиеся, задавая вопросы своим товарищам и отвечая на их вопросы, не забывали правильно употреблять изученные грамматические формы и новый лексический материал, вводимый учителем в процессе беседы. Во время беседы учитель следит за связанностью и логичностью выражения мыслей учащихся, он подсказывает детям новые слова и речевые обороты, помогает варьировать вопросы и ответы. В то же время учитель побуждает учащихся следить за ответами товарищей и вносить в их сообщения свои исправления и дополнения, организуя общение неслышащих школьников. Учитель заранее планирует речевые умения для отработки, продумывает систему вопросов, характер ответов с включением в них необходимой информации в связи с темой беседы, новую терминологию, типа фраз, варианты встречных вопросов.
Диалоги различны по форме. Они могут быть коллективными «учитель – учащиеся» и парными «ученик – учащиеся». Можно разговаривать втроём, вчетвером.
Условно разделяются диалоги на несколько типов:
- диалоги по заданной теме;
- диалоги, связанные с организацией учебной деятельности на уроке;
- диалоги по воспринятым текстам;
- диалоги по ситуации.
Диалоги по заданной теме могут быть разнообразными «Город, в котором я живу», «Моя семья», «Каникулы» и др. Учащимся даются наводящие вопросы для предстоящей беседы. Беседа является разновидностью диалога, цель её – обучение правильному построению предложений, овладение литературной нормой произношения.
Диалоги, связанные с организацией учебной деятельности на уроке
Можно проводить на любом уроке, наполняя его соответствующим лексическим материалом. План записывается на доске или н карточках. Состоит из 3 – 4 пунктов. Например, один из уроков развития речи проводится по плану:
- Беседа о результатах изложения.
- Повторение, какие бывают ошибки.
- Работа над ошибками.
- Составление диалогов.
Диалоги по воспринятым текстам на уроках литературы в 11 классе при изучении темы «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» мы акцентировали внимание детей на тех фактах из жизни поэта, о которых сообщалось раньше или вообще не сообщалось. На базе ранее полученных знаний разработана система вопросов:
Что нового узнали о Пушкине?
Какие произведения упоминаются в статье?
Как повлияло творчество Пушкина на других русских писателей?
Чьи высказывания помещены в статье «В творческой лаборатории Пушкина?»
Предлагается большой словарный материал на карточках.
Диалоги по ситуации одним являются из эффективных методических путей развития речи учащихся является использование речевого материала в условиях конкретных речевых ситуаций. И.В.Колтуненко предлагает в зависимости от обстановки, в которой происходит общение, различать ситуации естественные, наглядные и воображаемые. Наглядные речевые ситуации создаются с помощью наглядных средств, чаще всего по иллюстрациям. Ситуации могут быть самыми различными по тематике:
Таким образом, диалог – это важнейшая форма речи, диалоги всех типов используются на уроках русского языка и литературы, развития речи во вне урочное время всем членам коллектива.