Открытый урок по предмету Живой мир на тему: «Птицы, их разнообразие»
Рейтинг:   / 15
ПлохоОтлично 
ГБСКОУ «Азнакаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

Открытый урок
по предмету Живой мир
на тему: «Птицы, их разнообразие»

Учитель: Мальцева Г.Е.

Класс: 4

Ноябрь, 2012 г.

Тема: Птицы, их разнообразие.
Цели: 1.Познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту, научить выделять существенные признаки птиц, расширить знания детей о птицах, дать представление о перелётных и зимующих (осёдлых) птицах.
2. Развивать умение классифицировать животных; развивать наблюдательность, воображение, память, речь учащихся;
3. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.
4. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе, чувство ответственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация PoverPoint, карточки с заданиями, шаблоны для поделки, перья птиц, плакат «Берегите птиц!».

Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
1.Игра «Кто лишний» 2 слайд.
(Дятел, сова, синица, лиса)
- Почему лиса лишняя? (Это зверь)
- Назовите, одним словом остальных животных? (Это птицы)

- Вы уже догадались, о ком мы будем говорить на уроке? (о птицах).

- Открываем тетради, записываем число и тему.

- Как замечательно наблюдать за птицами в небе, любоваться их полетом. Чувство полёта – это удивительное чувство! Люди воспевают птиц в стихах, картинах, сказках.
Сегодня мы с вами заглянем в чудесное, загадочное царство птиц!
III.Изучение новой темы.
1.Беседа с уч-ся. Слайд.3
- Наука, которая изучает жизнь птиц, называется орнитологией. А людей, которые занимаются изучением птиц, называют – орнитологами.
Сегодня на уроке мы с вами будем начинающими орнитологами.

-Кого мы называем птицей?
Птица – это животное, которое умеет летать. Но есть и такие, птицы, которые не летают.

- Чтобы точно определить, что перед нами птица, мы должны знать общий признак птиц, который отличает его от других.

-Ребята, у вас на столах лежат карточки с буквами, в них спрятана отгадка, составьте слово из этих букв. («ПЕРЬЯ»)
-Так какой же общий признак всех птиц? (перья) Слайд 4.

-Перья бывают очень разными по назначению, форме, окраске.
Есть и такие перья, которые служат специально для украшения.
( Например, яркие перья павлина).

2. Практическая работа. ( Строение перьев и их значение)
Учитель показывает разные перья.

- Что у меня в руках? (перья)
- Чем отличаются перья? (размером, формой, цветом)
Одно перо мягкое, пушистое; другое - упругое, жёсткое.
Попробуем подкинуть его.
- Что заметили? ( Оно хорошо летит)
-Почему? ( Оно лёгкое).
Учитель отрезает часть пера.
- Какое перо внутри? (Пустое). Поэтому оно очень лёгкое.
Учитель брызгает на перо водой. Что заметили? ( Капли воды скатываются).
-Какова ещё одна роль перьев? ( Они защищают птиц от воды).
- Зачем нужны мягкие перья птицам? ( Они защищают их от холода).
- Что отличает птиц от других животных? (Тело птиц покрыто перьями).

3. Рассказ учителя: « Какие бывают птицы».
- Птиц на земле очень много. С некоторыми из них я хочу вас познакомить.
Слайд.5 Колибри – самая маленькая птичка. Она весит всего несколько граммов.
Слайд.6 Страус – самая большая птица. Он не летает.
Слайд.7 Пингвин – живёт на берегу Северного ледовитого океана.
Слайд.8 Орел – хищная птица, живёт в горах.

- Невозможно, конечно, знать всех птиц, но мы обязаны знать тех, которые живут рядом с нами.

4. Продолжение работы над новым материалом.
- Ребята, на какие две группы вы бы разделили птиц? (Зимующие и перелётные).
- Зимующих птиц ещё называют оседлыми. Запомните это название.
Слайд 9. Определите – где перелётная птица, а где оседлая.
Работа в тетради.
1ряд - перелетные 2 ряд – осёдлые.
ПРОВЕРИМ!

- Почему некоторые птицы улетают на юг? (Питаются насекомыми)
- А осёдлые птицы, питаются ягодами и семенами, поэтому они остаются.

5. Отгадывание загадок.
Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете тех птиц, которые зимуют в России.
-Отгадайте загадки:
Слайд. 10
1) Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? ( Снегирь)

-Снегирь птица пролетная. Она появляется в наших краях с наступлением первых морозов. Держатся снегири небольшими стайками. Питаются ягодами рябины и почками деревьев.

Слайд. 11
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик – чирик!» (воробей).

- Воробьи очень прожорливые птицы. Часто они летают по садам
и по полям и истребляют не только вредных насекомых, но и вредят урожаю.

Слайд. 12
На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (синица)

-Этих птичек так назвали за их песенку: «Сии – сии».
Синицы за весну два раза высиживают птенцов по 10-12 яиц.

Слайд.13
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?
Кто летает, кто стрекочет-
Рассказать нам новость хочет? (дятел)
-Дятел – санитар леса. Он уничтожает вредных насекомых, которые наносят вред деревьям.

Слайд.14
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
«Клё! Клё! Клё!» -
Поёт со свистом. (Клёст)

-Клесты не боятся мороза. У клестов зимой появляются птенчики.

Слайд.15
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)

- Свиристели – пролетные птицы, они прилетают к нам поздней осенью с наступлением первых холодов.

Вывод: Молодцы, ребята, с загадками вы справились и много нового узнали о птицах.

ФИЗМИНУТКА.
- Сейчас мы в лес на прогулку пойдём.

Только в лес мы вошли, появились снегири. (Два хлопка над головой)
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем (Руки за голову)
Снова дальше мы идем, перед нами водоём. (Руки разводят перед собой)
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два – позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Раз присели, два присели и на место тихо сели.
-Кого, мы, встретили в лесу? (Снегирей, медведя).
Ребята, кто заметил ошибку? (Медведь зимой спит)

6.Беседа с уч-ся.
- Ребята, как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод?

В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы быстро замерзают.
А вот сытой птичке и мороз не страшен!

- Как мы можем помочь птицам легче пережить холод? (Подкармливать)

Слайд.16 Демонстрация кормушек на картинке.

- Какая замечательная столовая для птиц.
-Как называются эти домики? Кто их сделал и повесил на дерево?
- Ребята, вам задание сделать кормушки, а потом мы их повесим в школьном саду.

Слайды .17 – 19
-Ребята, а чем можно кормить птиц?
Семена арбуза, тыквы, подсолнечника (не жареные) едят все птички.
Овёс, пшено едят воробьи и синицы.
Ягоды рябины любят снегири и свиристели.
Сало (несолёное) – хорошая подкормка для птиц в мороз, особенно его любят синицы.

IV. Закрепление по теме.
1.Работа в парах. Задание.
- Выбери на карточке ту еду, которой можно кормить птиц, закрась нужный кружок.
Карточка.
Рябина
Пшено
Шоколадные конфеты
Молоко
Семечки
Кефир
Слайд.20 Проверка выполненной работы.

2.Чтение стихотворения.
Стихотворение (читает заранее подготовленный ученик). Слайд 21.
Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их не счесть
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Вывод: Птицы наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.
Ребята! Берегите птиц!

3.Оформление плаката «Берегите птиц!»
- Сегодня утром я получила послание от ученых- орнитологов с просьбой к вам ребята.
- Давайте, посмотрим что внутри?
- Прочитайте, название плаката.
- Что, ещё вы видите на плакате? (дерево, кормушку, птиц)
-Посмотрите, какое одинокое дерево. Кормушка пуста.
-А это кто? (синица и воробей)
-Давайте пригласим к нашей кормушке их друзей.

- Ребята, у вас на парте лежит конверт, посмотрите, кто в нём? (Птичка)

-Вы, должны раскрасить свою птичку по заданию, которое написано на конверте.
- Давайте птичек поселим на дереве и на кормушке.
-А сейчас мы их покормим.
Вывод: Посмотрите, как красиво и птички сыты. Молодцы, ребята!

Слайд.22
V. Итог урока, оценивание.
- Ребята, давайте вспомним, кем же мы были сегодня на уроке? Как называют людей, которые изучают жизнь птиц? (Орнитологи)
- Что отличает птиц от других животных?
- На какие две группы мы разделили птиц?
- Почему некоторые улетают в тёплые края?
- Что вам больше всего понравилось, запомнилось на сегодняшнем уроке?

- Природу, всё, что нас окружает нужно любить и беречь, и тогда жизнь на Земле будет бесконечной и счастливой.

Список литературы.
1 . Звери, птицы, насекомые / Пер. с нем. А. Косарева; Оформл. Серии А. Кузнецова; Ил. Х. Шульце. – М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», АСТ, 2000. – 64 с.: ил. – (Тайны живой природы).
2 . Планирование уроков развития речи на основе знакомств с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида. Е.Д. Худенко. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2004, - 144с.
3 . Развитие и коррекция речи детей 7лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с. Е.В. Кузнецова. (Серия «Программа развития».

У вас нет прав для создания комментариев.