Геометрия окружности
- Подробности
- Автор: Гульназ Кашапова
-
Категория: Математика
-
Опубликовано 22 Июль 2015
-
Просмотров: 4515
Геометрия окружности. Итоги исследовательской работы.
Г.Р.Кашапова
В этой статье вы познакомитесь с хорошо известной геометрической фигурой – окружностью. Наша цель - взглянуть на окружность свежим взглядом, увидеть, как связаны друг с другом уже известные факты, открыть новые.
Геометрия окружности - один из самых больших разделов геометрии, который ставит целью изучение: понятия окружности; элементов окружности (центр, радиус, диаметр, хорда); взаимного расположения прямой и окружности; касательной и секущей к окружности; взаимного расположения двух окружностей; углов, связанных с окружностью; многоугольников, вписанных в окружность; многоугольников, описанных около окружности; вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Эти и другие понятия были рассмотрены и нашли свое описание в исследовательской разработке, посвященной «геометрии окружности».
Цели и задачи исследовательской работы заключались в следующем:
- ввести понятия, связанные с окружностью и кругом;
- рассмотреть основные теоремы и свойства по данной теме;
- сгруппировать все данные в компактной и удобной для использования форме;
- рассмотреть решение основных видов задач по данной теме;
- разработать тесты для подготовки к ЕГЭ.
Главной целью было систематизировать, обобщить и сжато изложить тему «Окружность и круг», которая в школьных учебниках дается в течение трех лет; рассмотрение некоторых видов задач по данной теме.
Как нам всем известно, в практике преподавания математики в средней школе понятие окружности и круга возникает неоднократно. В 7 классе дети знакомятся с понятием окружности, ее элементами, учатся выполнять построения с помощью окружностей. В 8 классе даются понятия касательной, хорды, их свойства в окружности, центральные и вписанные углы, вписанные и описанные окружности и т.д. В 9 классе изучается длина окружности, площадь круга, круговые сегменты и секторы и др. Но на этом изучение этих фигур не заканчивается. В 11 классе прослеживается тесная взаимосвязь окружности и круга с пространственными фигурами. Кроме того, геометрические задачи на окружность и круг не редко присутствуют в заданиях ЕГЭ. Данный материал может служить пособием для подготовки к сдаче ЕГЭ, т.к. материал изложен достаточно кратко и четко и его изучение (повторение) не займет много времени.
Например, в параграфе 1.1. изложена информация об элементах окружности. Во втором - описываются свойства окружности. Такие свойства, как различные расположения прямой и окружности, свойства связанные с касательной к окружности и т.д. Далее вводятся углы связанные с окружностью. За ними в четвертом параграфе следуют различные уравнения окружности. В 1.5. непосредственно касательные и нормали окружности. Так же взяла за важный аспект рассмотрение концентрических и ортогональных окружностей, вписанной окружности. Нередко в школьных учебниках можно встретить материал про окружность девяти точек, вневписанную окружность. Именно этих тем я коснулась в восьмом и девятом параграфах. Без внимания не осталась и описанная окружность. С большим интересом и увлечением изучая описанную в различные фигуры окружность, изложила материал в последнем десятом параграфе.
Как говорилось ранее, теоретический материал разбит по конкретным темам и после каждого из них предоставлен ряд задач относящийся данной теме. Теоретический и практический материалы сопровождаются рисунками к ним. Что делает удобным восприятие материала учеником.
Я считаю, что в ходе работы все поставленные цели и задачи были достигнуты. А именно: был прочитан и обработан учебный материал по данной теме, а затем был изложен в доступной для ученика форме. Так же мною был разработан тест для подготовки к ЕГЭ и опробован на учениках школы №177 г.Казани во время прохождения педагогической практики. Проведение такого вида тестов, я считаю, позволяют учителю диагностировать уровень подготовленности своих учеников к итоговой аттестации.
Вот несколько заданий из этого теста:
1. Вершины треугольника ABC лежат на окружности с центром O, угол BAC равен 80º, дуга AC равна 110º. Найдите величину угла BOA.
1) 90º 2) 45º 3)85º 4) 170º
2. Из круга диаметром 10 см вырезан сектор с дугой 36º. Найдите площадь оставшейся части круга.
1) 2,5π 2)22,5π 3) 90π 4) 10π
3. Найдите длину окружности, в которую вписан квадрат с площадью 4.
1) 2) 8,88 3) 4,44 4) .
4. В прямоугольный треугольник вписана окружность. Точка касания делит гипотенузу на отрезки 2 и 3. Найдите радиус окружности.
1) 0,5 2) 1 3)2 4) 3
5. В окружность с центром O и радиусом 3 вписан квадрат ABCD. Найдите площадь треугольника AMD, где M- середина OD.
- 1) 2,25 2) 2,5 3) 2,75 4) 3
В работе представлено изрядное количество задач различных авторов относящихся к части С в заданиях ЕГЭ. Такого типа задачи всегда вызывают затруднение у выпускников. Но прорешав или рассмотрев решения достаточного количества задач, можно найти общую логическую цепочку в них.
Например, задачи части С4 всегда подразумевают 2 способа решения. И требуют у учеников проявить навыки логического или нестандартного мышления. Рассмотрим одну из таких задач:
Дана окружность радиуса 2 с центром О. Хорда АВ пересекает радиус ОС в точке D, причем CDA=120 ͦ . Найдите радиус окружности, вписанной в угол АDC и касающейся дуги АС, если OD=.
Решение: Возможны два случая расположения указанной окружности в зависимости от типа касания с данной окружностью. В обоих случаях центры и этих окружностей будут лежать на биссектрисе угла ADC (см. рис.).
В
О D E С Е¹
L О¹ H
A
. О²
1. Рассмотрим внутреннее касание окружностей. Пусть радиус искомой окружности с центром в точке равен r. Е – точка касания этой окружности с радиусом ОС. В прямоугольном треугольнике DE DE= 60 ͦ. (D биссектриса угла ADC)
DE = r ctg60 =
Используя теорему о секущей и касательной, получим
OL OH = OE² ,
(2-2r)2=,
19r – 3=0 .
Условию задачи удовлетворяет положительный корень r=2.
2. В случае внешнего касания искомая окружность радиуса R с центром в точке касается продолжений сторон DC и DA и данной окружности. Тогда, проводя аналогичные вычисления, получим R=3+2.
Ответ: 2 или 3+2.
Таким образом, поставленные и решенные задачи в данной работе имеют большое значение при составлении промежуточного контроля и при подготовке к ЕГЭ.
Геометрия окружности очень емкий и важный курс. Так же в технике, архитектуре и даже в быту мы сталкиваемся часто именно с задачами относящимися к геометрии окружности, что подчеркивает не менее важную роль геометрии окружности не только в науке но и в нашей бытовой жизни.