Печать
Рейтинг:   / 13
ПлохоОтлично 
МБОУ Новошашинская средняя общеобразовательная школа
Атнинского муниципального района РТ



Стихотворения Н.А.Некрасова и картины художников 19 века.

Исследовательская работа.

Выполнила: Шафикова Лейсан Рифатовна
Ученица 8 класса
Руководитель Ахметова Ландыш Камилевна
учитель русского языка и литературы

2013 г
Тема данной исследовательской работы - «Стихотворения Н.А.Некрасова и картины художников 19 века.»
».
Объект исследования – произведения Н.А.Некрасова и картины художников XIX века.
Предмет исследования – тематика произведений Н.А.Некрасова и картин художников XIX века.
.
Цель исследования: выяснить, как изображается действительность в произведениях Н.А.Некрасова и художников XIX века, что у них общее, что является предметом изображения в произведениях поэта и художников.
Материалом для исследования послужили поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети»; стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, в часу шестом», «Плач детей», «Школьник», «В полном разгаре страда деревенская», «Железная дорога», «Тройка»; картины В.Г.Перова «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Утопленница», «Тройка. Ученики мастеровые везут воду», Н.П.Богданова-Бельского «Удверей школы», В.Маковского «Игра в бабки», А.Венецианова «На жатве. Лето», К.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», И.Репина «Бурлаки на Волге», И.Левитана «Владимирка», «Золотая осень».

Кем был Н.А.Некрасов? Общественным деятелем, сатириком, прозаиком или публицистом? В первую очередь, он был ведущим поэтом русской революционной демократии, «лиру посвятивший народу своему». Лирику поэта отличает обилие героев. И крестьянин, и ямщик, и бедняк, и русские женщины обретали в его стихах свой голос. В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Он рисует многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье.
Все люди 1840-х в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Настойчиво, неумолимо бьёт он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Муза «мести и печали» не вступает в сделки, она слишком хорошо помнит старую неправду. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении, в конце концов добивается вполне активного впечатления. Это сообщает пессимизму Некрасова весьма своеобразный характер.
Реалистическая направленность нашла яркое воплощение и в изобразительном искусстве, именно в творчестве русских художников XIX в. Поражает то, с какой любовью, с каким сочувствием и пониманием, с каким глубоким проникновением в самую суть жизни рисуют художники простого человека в своих произведениях. Интерес к повседневной жизни человека нашел яркое и образное воплощение в бытовом жанре живописи. Значительный вклад в развитие бытовой живописи внесли русские художники: В.Г.Перов, И.Е Репин, В.Е.Маковский, К.А. Савицкий и др.
Между скорбной поэзией Некрасова и картинами художников-реалистов можно провести параллель, они во многом созвучны. Как и произведения передового русского писателя, их картины отличаются большой содержательностью, правдивостью художественных образов, высокой гражданственностью. И в этом мы видим глубокую внутреннюю связь художников с прогрессивными идеями своего времени. Нередко перекличка тем, мотивов и сюжетов литературного текста и произведения изобразительного искусства обусловлена тем, что художник создает свою картину по мотивам первого. А благодаря взаимодействию искусств, в частности живописи и литературы, происходит углубление восприятия образов художественного произведения. Эти читательские зрительные ассоциации, то есть репродукции картин, помогают ярче представить картину происходящего, конкретизировать впечатления.
Мне кажется, что наибольшую близость мы можем установить между творчеством Николая Алексеевича Некрасова и живописца Василия Григорьевича Перова. Главное, что их сближает, – глубоко сочувственное отношение к крестьянству. Перов – “поэт скорби” в живописи, Некрасов – “поэт скорби” в литературе. Вслед за Некрасовым Перов – впервые в русской живописи – обратился к изображению тяжелой, горькой жизни русского крестьянства. В его картинах, как и в литературе «критического реализма», это обличительное, сатирическое направление выразилось особенно ярко. Средствами живописи Перов сумел выразить те же идеи, поднять те же темы, что и Некрасов в поэзии. Стихи и поэмы Некрасова были для Перова образцом высокого общественного служения народу. Перов также считал, что нельзя работать, «не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра». Ему принадлежит немало портретов крестьян, в которых он выразил сочувственное отношение к представителям самого бесправного и незащищенного сословия. В его полотнах не было развернутого сюжета, но их немногословность давала пищу для воображения и сочувствия, а монотонная гамма тусклых тонов отвечала угрюмости царившего в них настроения.
Одной из самых выразительных и сильных картин в творчестве Перова является картина «Проводы покойника». Тощая лошаденка медленно и понуро тащится по пригорку навстречу порывам ветра. В санях – грубо сколоченный гроб, прикрытый рогожей и перевязанный веревками. По обе стороны от него примостились на санях дети. Печально смотрит девочка. Напротив – мальчик в огромной меховой сползающей на глаза шапке. Он ежится от холода, кутаясь в большой отцовский тулуп. Рядом с санями, провожая в последний путь хозяина, бежит собака, еще выразительнее подчеркивая одиночество и бесприютность осиротевшей крестьянской семьи. Лица матери мы не видим, но как красноречивы ее склоненная голова и опущенные плечи!
Никто вместе с ними не провожает в последний путь единственного кормильца крестьянской семьи. И оттого, что у них нет сочувствующих, еще в большей степени ощутим трагизм происходящего. Сердце сжимается, когда смотришь на эту картину… Ее с уверенностью можно отнести к подлинно реалистическим, поскольку она написана на основе реальных жизненных наблюдений. С беспощадной правдивостью и щемящей болью нарисовал художник трагическое событие в жизни лишь одной бедной крестьянской семьи. Но в этом одном явлении Перов сумел дать глубокое обобщение тяжелой, беспросветной доли крестьянства в царской России.
Простая по содержанию, она наполнена глубоким социальным смыслом. Эта картина несомненно ассоциируется с поэмой Некрасова “Мороз, Красный нос” с эпизодами смерти и похорон Прокла:
Савраска увяз в половине сугроба -
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Старуха в больших рукавицах
Савраску сошла понукать.
Сосульки у ней на ресницах,
С морозу - должно полагать.
Между отдельными холстами Перова прослеживается логическая связь, они объединяются в своеобразные живописные повествования. Тяжелой доле женщины-крестьянки посвятил Перов еще одну из своих лучших, самых сильных картин – “Последний кабак у заставы”. Картина представляла собою, в сущности, городской пейзаж, исполненный тоски и горечи. Мы видим столбы заставы с двуглавыми орлами, выделяющиеся на фоне лимонно-желтого заката, вызывающего щемящее чувство тоски. Темный передний план с заснеженной дорогой, исчерченной глубокими колеями, темнеющие дома с уже освещенными окнами оттеняют бледную полосу неба, которая потухнет. Стоят двое саней. Одни из них пустые, в углу других примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом с ней – собачонка. Сколько времени придется ждать молодой женщине зашедшего в последний кабак мужа? Невольно вспоминается стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда”:
У заставы, в харчевне убогой
Все пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут: “Родная земля,
Укажи мне такую обитель,
Я такого угла не встречал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…”
Глядя на картину, я вспоминаю слова поэта начала ХХ века К. Бальмонта о творчестве Некрасова: «Бесконечная тянется дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой смерть - великое благословение… Опять бесконечная тянется дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной далекой луной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятье».
Тяжелая доля женщины из народа, занимавшая всех передовых людей 60-х годов, волновала и Перова. В 1867 году им была написана картина “Утопленница”. Перов в этой картине повествует о женщине, опустившейся на самое дно жизни, но сознающей свое падение и глубоко страдающей. Фигура утопленницы в черном платье и черных ботинках, с открытым лицом и распущенными волосами погружена в полутень так же, как фигура городового, силуэтно выделяющаяся на фоне серебристого тумана. Нежные зеленовато-лимонные оттенки утреней зари подчеркивают контраст между безмятежной красотой природы и трагической судьбой человека. И эта картина во многом созвучна со скорбным стихотворением Некрасова:
Вчерашний день, в часу шестом. Вчерашний день, в часу шестом
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”.
В этом коротком стихотворении народный поэт сумел сказать о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью.
В шестидесятые годы XIX века одно за другим Некрасов представляет людей из простого народа во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор. Одно из таких замечательных произведений – это стихотворение «Плач детей», и оно несомненно родственно картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» В.Г Перова. В стихотворении перед читателем воочию встают трагические картины жизни детей капиталистического города. Это, наверное, единственное стихотворение в русской поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
В то время, «в золотую пору малолетства», маленькие рабы, выбиваясь из сил, целыми днями вертят колеса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это ужасное, бесконечное кружение:
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит - гудит - гудит!
Образы детей интересовали Василия Григорьевича Перова на протяжении всего его творческого пути. Так же, как и Некрасов, с чувством особой симпатии художник изображал детей. «Кто из нас не знает «Тройку» Перова,– писал В. В. Стасов,– этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...» С трудом тащат они огромную обледеневшую бочку с водой. Унылой, безотрадной кажется дорога, рядом тянется бесконечно длинная глухая стена домов... В этой картине чувствуется протест художника против социальной несправедливости, которая делает жизнь детей бедноты полной нужды и тяжелого труда.
В этом плане уже традиционным стало сопоставление картины Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы" с стихотворением Некрасова «Школьник», не случайно репродукция этой картины давно используется в качестве иллюстрации к некрасовскому произведению в учебнике-хрестоматии. Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, нищету. “Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день” - горько вспоминал он.
«Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь»
Этими строками автор хочет лишний раз отметить, что крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители. Судьба Ломоносова – яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей. В этом и заключена идея картины и стихотворения, где образ дороги переходит в образ жизненного пути, “славного пути” и “широкого поприща”. Вера в талантливый, умный, славный народ русский звучит в стихотворении Н.А.Некрасова «Школьник».
Обратимся к еще одному произведению народного поэта о детях низшего слоя – «Крестьянские дети». В поэме основное неподдельное чувство поэта – любовь к детям – проявляется через восторженную нежность, растроганность («Коснулось души умиленье»), искреннюю зависть, нескрываемую тревогу и боль. Последнее глубоко и серьезно, но все же не довлеет над светлыми чувствами. О детских глазах поэт отзывается ласково, любовно и восторженно. Сравнение глаз с полевыми цветами не случайно: растущим на воле крестьянским детям близки и любы не садовые, а полевые цветы. В глазах детей поэт видит то, что ценит особенно дорого: В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Поэт рад посеянному им в душах детей сомнению: прекрасно, что живое любопытство берет верх над рабским страхом перед барином, поскольку этим крестьянским ребятишкам, думалось автору, предстояло вырасти не крепостными, а свободными. Читая эту поэму, перед глазами невольно встает картина художника-передвижника В. Маковского «Игра в бабки», в которой изображены озорные деревенские мальчики. В картине проявляется свойственные жанристу наблюдательность, чувство юмора, умение в правдивой и непритязательной форме воспроизвести будничное течение жизни. Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж. Подобно Некрасову, Маковский наслаждается редкой возможностью счастливого блаженного времяпрепровождения, когда живется легко. В. Маковский был мастером своеобразных коротких рассказов в живописи. В лучших своих произведениях художник дает яркие типические образы, в незначительном, казалось бы, эпизоде умеет раскрыть глубокий социальный смысл. Хотя он не обладал могучим талантом, подобно Репину, но, запечатлев пусть отдельные, но очень типичные стороны действительности, сделал большое и нужное дело.
И поэт, и художник с восхищением видят в каждом ребенке росток внутренней свободы. Открытое признание поэта в любви к крестьянским детям предваряет светлые картины жизни этого счастливого народа, свободного от условностей дворянского воспитания. Гимн детству: Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано... – кульминация стихотворения.
Н.А. Некрасов отводил одно из самых центральных мест простой русской женщине в своем творчестве. Как поэт революционной демократии, он не мог остаться равнодушен к судьбе русской крестьянки, потому что в тогдашней России не было человека более униженного и бесправного, чем женщина. Немало строк посвятил поэт многострадальным матерям-крестьянкам. Вот типичная картина: бездонное, мутно-голубое, выжженное небо, палящее солнце, ни малейшего дуновения ветра; дрожащее, замирающее в вышине звенящее пение жаворонка – это вверху; солёный пот, заливающий глаза, согнутые спины, надоедливая, противная мошкара, призывный плач детей – это внизу. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое изображение нечеловеческого, тяжелого труда молодой крестьянки-матери:
В полном разгаре страда деревенская... Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
С этим стихотворением созвучна картина А. Венецианова «На жатве. Лето». В обоих произведениях авторы описывают русскую женщину, восхищаясь силой ее характера, всем сердцем отзываясь на ее тяжелую долю. Сюжет картины почерпнут из повседневной народной жизни. Спокойно и непринужденно, выпрямив натруженную спину, сидит женщина, положив возле себя серп. Ее статная, величавая фигура, окутанная плотным знойным воздухом, озарена жаркими лучами полуденного солнца. При первом взгляде на картину мы видим только фигуру крестьянки, кормящую прильнувшего к ней ребенка и лишь потом замечаем на дальнем плане фигурки других жниц. Молодая крестьянка сидит на возвышении, откуда и открывается вид на безбрежные поля, щедро залитые солнцем.
Мастер жанровых сцен из крестьянской жизни А. Венецианов сумел раскрыть душу народа, создать сцены из народной жизни. Он восхищается прежде всего героизмом крестьянского труда, повседневным трудовым подвигом русских крестьян. Как и в стихотворении Некрасова, в картине во внешнем облике простой русской женщины воплотились народные представления о настоящей красавице — крепко сложенной, румяной, живой, ловкой, трудолюбивой. Забота о семье, о небольшом скромном достатке, воспитание детей, постоянная работа по дому и тяжелая работа в поле — ведь все лежало на ней. В образе русской крестьянки Некрасов и Венецианов показали человека высоких нравственных качеств, они воспевают стойкость славянских женщин в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Бытовые реалии, события, имена, намеки Некрасова на общественную и литературную борьбу, запечатленные в «Железной дороге», были понятны читателю с полуслова. Это стихотворение было произведением величайшей правды. Некрасов выразил в нем «тысячелетнюю муку» людей труда при крепостничестве и капитализме. Все это припомнилось поэту, когда погожим осенним днем он ехал по железной дороге. Поезд весело стучал колесами, но Некрасов печально смотрел в окно: он не мог забыть о несчастной судьбе простых людей, строивших эту дорогу. Бесчеловечность, невыносимость этого народного труда изобразил художник К. Савицкий на картине «Ремонтные работы на железной дороге». По содержанию картина очень близка стихотворению.
В палящий полдень рабочие-сезонники, не зная отдыха, возят тачки с землей. Рядом со взрослыми работают дети. Все это люди, которых нужда и голод гнали из деревень. За ними зорко следит стоящий на пригорке подрядчик в алой рубахе. Любовно обрисован художником центральный образ – рабочий с повязкой на голове, исполненный силы и человеческого достоинства. Его могучие руки, широкие плечи, уверенные движения выдают огромную силу. Видно, он и душою крепок, никакой труд не сломит его, не согнет. Для картины характерно стремление создать многофигурную композицию, широко показать народ, таящиеся в нем силы, создать произведение остро социальное.
Крестьяне были согнаны со всех уголков России на возведение дороги. Не щадили ни старых, ни малых. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. На русских костях была построена дорога,- так говорили в народе. И это была правда.
В самой теме картины Савицкого, в трактовке отдельных образов можно наблюдать сходство с картиной Репина «Бурлаки на Волге». Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков. Они запряжены, будто тягловые животные, их тела напряжены, потому что эта нечеловеческая работа требует таких же нечеловеческих усилий. Всех этих несчастных роднит убогость и ветхость одежды, крайняя нищета и нужда, толкнувшая их на непосильный труд. Картина перекликается с замечательным стихотворением Некрасова «Размышления у парадного подъезда»: «Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется - То бурлаки идут бечевой!..
Издавна дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты, по дороженьке крестьянин нес на базар последние свои пожитки, по дороженьке уходили надолго мужики в город на заработки, по дороге пролегал скорбный путь в ссылку, в Сибирь. В нескольких шагах от родового имения Некрасовых в селе Грешневе пролегла Владимирка – дорога скорби и страданий, проторенная кандальными цепями... Именно эту дорогу горя изобразил И.И. Левитан в картине «Владимирка». По сути это пейзаж, но она воспринимается обобщенным образом тоски и горя народного – без конца и краю, как это небо, эта земля, эта дорога и уходящие вдаль извилистые тропинки. И вот молодая девушка стоит у дороги, провожая тоскливым взглядом промчавшую тройку («Не нагнать тебе бешеной тройки. Кони сыты, и резвы, и бойки, И ямщик под хмельком, и к другой Вихрем мчится корнет молодой...» Некрасов «Тройка»).
Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери. В стихотворении "Железная дорога" автор снова восторженно отзывается о родной стороне и природе: воздух здоровый, ядреный, речка студеная, лед, как тающий сахар, увянувшая трава у леса напоминает мягкую постель, в которой можно выспаться. Эта славная осень вливает в душу поэта бодрость, силы. Поэту все отрадно видеть: ковер из осенних листьев, морозные ночи, ясные дни, болота, кочки. Эти строки мне напоминают картину И.И. Левитана «Золотая осень», вызывающую, как и этот стих, чувство тихой радости и светлой грусти («...во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю"С.Есенин).
Таким образом, можно утверждать, что творчество Н.А.Некрасова перекликается с творчеством некоторых русских художников 19 века. И это не удивительно, ведь и поэт, и художники изображали существующую действительность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н. А. Некрасов Стихотворения. Поэмы – Москва, издательство «Дрофа» и «Вече», 2002.
2. Знаменитые русские художники. Биографический словарь. – издательство «Азбука», 2001.
3. Русская литература XIXв. Вторая половина. Ю. В. Лебедев – Москва «Просвещение», 1990.
4. Картина как средство развития речи татарских школьников. Ф. Ю. Ахмадуллина – издательство «Хатер», Казань, 1999г.
5. Г.И.Данилова «Мировая художественная культура», изд. «Дрофа», Москва 2008г.
6. Л.М.Зельманова, Е.Н.Колокольцев «Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин», изд. Дрофа», Москва 1997г.
7. М.Г.Ахметзянов, Р.Ф.Мухаметшина, Ж.Ф.Хакимова, Д.И.Шакирова «Русская литература в 6 классе татарской школы» ( метод. Руководство к учебной хрестоматии), изд. «Магариф», Казань 1999г.
8. Научно-методический журнал «Литература в школе», №№ 4 2003, 1 2001, 8 2002.
9. Репродукции художественных картин. Изд. «Советский художник», Москва 1961г.