Исследователи природы
- Подробности
- Автор: Татьяна Солодянкина
-
Категория: География
-
Опубликовано 24 Июнь 2014
-
Просмотров: 2026
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №6
Образовательная модернизированная программа
«Исследователи природы»
для учащихся 8-11 классов
срок реализации: 1 год
Составитель: Учитель географии
Высшей квалификационной категории
Солодянкина Татьяна Васильевна
г. Набережные Челны, 2013 год
Пояснительная записка
В системе государственных мер по охране окружающей среды природоохранное вос-питание и формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение.
Экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздейст-вие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями и практическими умениями и навыками по оптимизации воздействий на окружающую среду в различных видах деятельности.
Результатом работы объединения являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных террито-риальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка ре-зультатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение лекторской, пропагандистской и инструкторской работой по охране при-роды, овладение туристскими навыками.
Программа занятий придерживается основных научных и методологических направ-лений современной науки. В основу работы объединения положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.
Программа объединения рассчитана на учащихся 8- 11 классов и рассчитана на 144 часа занятий.
Теоретические занятия проводятся в виде бесед, лекций, просмотров видеофильмов. Основой изучения теоретических занятий является раскрытие понятий среды, экологиче-ских факторов и их взаимодействия, а также влияние самих организмов на среду; обобщение взаимосвязи организмов, их влияние друг на друга, что позволяет подойти к рассмотрению этих аспектов на уровне популяций, т.е. совокупности особей одного вида. Руководитель систематически поручает кружковцам самостоятельную подготовку отдельных сообщений, докладов по различным вопросам экологии и охраны природы.
Учебно-исследовательские работы (анализ экологического состояния микрорайонов города состава природных вод, воздуха, классных кабинетов, рабочих мест, качества пищевых продуктов и т. д.) должны дать возможность учащимся применить знания, полученные на уроках биологии, химии, географии, математики, при решении конкретных природоохранных задач.
Практическим вкладом может быть озеленение микрорайонов города, привлечение птиц, гидрологические наблюдения, экспериментальные интродукции растений.
Итоги работы кружка подводятся на научно- практической конференции.
Для выполнения тематического плана необходимо проводить встречи со специали-стами и учеными, занимающимися вопросами охраны природы, приглашать их на защиту рефератов, конференций. Научно-исследовательские задания можно получить на кафедрах биологии и в дружинах по охране природы, в университетах, пединститутах, городских об-ществах охраны природы, лесничествах и лесопарковых хозяйствах, в Детском эколого-биологическом центре.
Цели и задачи программы.
Цель программы объединения экологии – воспитание у учащихся убежденности в необходимости ее охраны и изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.
1. Образовательные. Способствовать усвоению научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатств, осознанию ценности природы для общества и человека.
2. Развивающие. Способствовать развитию потребности общения с природой, активи-зировать деятельность по улучшению природной и окружающей среды.
3. Воспитательные. Воспитание патриотических и эстетических чувств.
Направления деятельности
объединения «Исследователи природы»
(1 год обучения)
№
п/п Название темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1 1
2 Введение в экологию.
Предмет и задачи экологии 42 42 -
3 Учебно-исследовательская
деятельность
«Экологический практикум» 50 10 40
4 Практическая – природоохранная деятельность
«Экологический десант » 24 - 24
5 Эколого-просветительская
деятельность
«Экологический вестник» 24 8 16
6 Итоговое занятие 2 1 1
ИТОГО: 144 62 82
Учебно-тематический план
объединения «Исследователи природы»
(1 год обучения)
№
разделов и тем Названия разделов и тем Количество часов
Всего Теор. Практ.
Вводное занятие.
2 1 1
1 Введение в экологию
42 42 -
1.1. Экология наука XX века. Экологические «за-коны» Барри Коммонера 2 2 -
1.2. Экологические проблемы России, Татарстана
Экологические проблемы городов. «Экология города, в котором я живу». 2 2 -
1.3. Структура экологии
2 2 -
1.4. Определение и общая характеристика экоси-стемы. Типы экосистем 4 4 -
1.5. Состав экосистемы.
4 4 -
1.6. Пищевые цепи. Пищевые сети
4 4 -
1.7. Взаимоотношения организмов
4 4 -
1.8. Популяция. Причины, нарушающие стабиль-ность популяций 4 4 -
1.9. Экологическая ниша 2 2 -
1.10. Экологическая сукцессия. Влияние внутрен-них и внешних факторов 2 2 -
1.11.. Биологическая индикация 4 4 -
1.12. Охрана экосистем. Особо охраняемые терри-тории. Охрана природы и рациональное природопользование 4 4 -
1.13. Международное сотрудничество России в охране окружающей среды 4 4 -
1.14. Итоговое занятие
2 2 -
2 Учебно-исследовательская деятельность «Экологический практикум» 50 10 40
2.1 Изучение экологического состояния при-школьной территории (микрорайона города) 6 1 5
2.2. Биоиндикация по состоянию хвои сосны
( листьев липы, клевера) 6 1 5
2.3. Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников 4 1 3
2.4. Оценка экологического состояния водных объектов. Паспортизация родников
6 1 5
2.5. Животные в городе
4 1 3
2.6. Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты (рабочего места) 6 1 5
2.7. Изучение показателей здоровья человека
6 1 5
2.8. Изучение токсичности образцов природных объектов и химических соединений методом оценки подъемной силы дрожжей 4 1 3
2.9. Микробиологическое исследование качества пищевых продуктов
4 1 3
2.10 Итоговая конференция
«Экология окружающего мира » 4 1 3
3 Практическая –природоохранная деятель-ность «Экологический десант» 24 - 24
3.1. Экологическая операция «Городской парк»
2 - 2
3.2. Экологическая операция «Птичья столовая»
4 - 4
3.3. Экологическая операция «Елочка»
2 - 2
3.4. Экологическая операция «Первоцвет»
2 - 2
3.5. Экологическая операция «Белая береза»
2 - 2
3.6. Экологическая операция «Малым рекам и родникам – чистоту и полноводность» 4 - 4
3.7. Экологическая операция «Марш парков»
4 - 4
3.8. Экологическая акция 22 марта «День воды»
2 - 2
3.9. Экологическая акция 22 апреля «День Земли»
2 - 2
4 Экологическое просвещение и пропаганда
24 6 18
4.1. Конкурс рисунков и плакатов
«Земля – наш дом» 8 2 6
4.2. Тематические викторины, эколого-познавательные игры 8 2 6
4.3. Статьи, заметки, выступления в СМИ
8 2 6
Заключительное занятие
2 1 1
ИТОГО
144 62 82
Содержание программы
объединения «Исследователи природы»
1 год обучения
№№ Название разделов и тем Базовые понятия
1. Основы экологии
1 Введение в экологию
1.1. Экология наука XX века. Экологические «законы» Барри Коммонера - экология, экосистема,
-роль экологии в ХХ,
-имена ученых прошлых столетий
-четыре правила рационального при-родопользования
1.2. Экологические проблемы России, Та-тарстана
Экологические проблемы городов. «Эко-логия города, в котором я живу». - экологические проблемы РТ, их причины и последствия,
- пути решения экологических про-блем современных городов
1.3. Структура экологии
- общая экология, науки экологиче-ского комплекса,
- аутэкология, демэкология, синэко-логия
1.4. Определение и общая характеристика экосистемы. Типы экосистем -экосистема, биогеоценоз, суть прин-ципа « экологической матрешки»,
- естественные и искусственные эко-системы (антропогенные, автотроф-ные, гетеротрофные)
1.5. Состав экосистемы.
- состав экосистемы,
- продуценты, консументы, редуцен-ты
1.6. Пищевые цепи. Пищевые сети
- способы питания живых организ-мов,
- передача энергии вещества через пищевые цепи,
- детритные пищевые цепи, пищевые сети
1.7. Взаимоотношения организмов
-определение понятий: конкуренция, взаимопомощь, хищничество, парази-тизм, симбиоз;
- вертикальные взаимоотношения
1.8. Популяция. Причины, нарушающие ста-бильность популяций - популяция, плотность популяции,
- структура популяции
1.9. Экологическая ниша - экологическая ниша
1.10. Экологическая сукцессия. Влияние внут-ренних и внешних факторов - экологическая сукцессия, самовос-становление экосистем, климакс;
- приспособленность организма к среде обитания,
- равновесие экосистемы
1.11.. Биологическая индикация - биологическая индикация,
- организм – индикатор, вид индика-тор, сообщество индикаторов,
- лихеноиндикация
1.12. Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Охрана природы и рацио-нальное природопользование
- роль ООПТ в сохранении и охране природы, основные задачи ООПТ,
- национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы
1.13. Международное сотрудничество России в охране окружающей среды - роль международного сотрудниче-ства в деле охраны окружающей среды,
- определение понятий «устойчивое развитие»
1.14. Итоговое занятие
2 Учебно-исследовательская деятельность «Экологический прак-тикум»
2.1 Изучение экологического состояния пришкольной территории (микрорайона города) - зеленая защитная зона,
- санитарно- гигиенические нормы,
- зонирование пришкольной террито-рии,
- видовой и количественный состав растений
2.2. Биоиндикация по состоянию хвои сосны ( листьев липы, клевера) - индикация чистоты атмосферного воздуха по хвое сосны (листьям липы, березы и т .д.)
2.3. Качественная оценка загрязнения возду-ха с помощью лишайников - строение и основные виды лишай-ников, лихеноиндикация
2.4. Оценка экологического состояния вод-ных объектов. Паспортизация родников
- индикаторные группы организмов,
- гидробиология, гидробионты,
2.5. Животные в городе
- экология и биология животных в городе
2.6. Санитарно-гигиеническая оценка класс-ной комнаты (рабочего места) - размеры помещения, внутренняя от-делка помещения, микроклимат, ос-вещенность,
2.7. Изучение показателей здоровья человека
- антропометрические измерения, физическое развитие, функциональ-ное состояние органов
2.8. Изучение токсичности образцов при-родных объектов и химических соедине-ний методом оценки подъемной силы дрожжей - токсичность,
- питательная среда,
- развитие микроорганизмов
2.9. Микробиологическое исследование ка-чества пищевых продуктов
- микробиология,
- оценка качества пищевых продук-тов
2.10 Итоговая конференция
«Экология окружающего мира »
3 Практическая –природоохранная деятельность «Экологиче-ский десант»
3.1. Экологическая операция «Городской парк»
- городские парковые зоны,
- экологическое состояние парковых зон
3.2. Экологическая операция «Птичья столо-вая» - подкормка зимующих птиц, встреча и привлечение перелетных птиц
3.3. Экологическая операция «Елочка»
- экологические рейды, экологиче-ское состояние хвойных насаждений
3.4. Экологическая операция «Первоцвет» - раннецветущие растения Прикамья
3.5. Экологическая операция «Белая береза»
-экологическое состояние и благоус-тройство парковых зон микро-районов города
3.6. Экологическая операция «Малым рекам и родникам – чистоту и полноводность»- Малые реки пригородной зоны, эко-логическое состояние водных объек-тов (рек, родников)
3.7. Экологическая операция «Марш парков»
- национальный парк «Нижняя Ка-ма»,
- международная акция «Марш пар-ков»
3.8. Экологическая акция 22 марта
«День воды» - Международный праздник«День воды»
3.9. Экологическая акция 22 апреля
«День Земли» - Международный праздник День Земли
4 Экологическое просвещение и пропаганда. «Экологический вестник»
4.1. Конкурс рисунков и плакатов
«Земля – наш дом» - конкурс плакатов, рисунков
4.2. Тематические викторины, эколого-познавательные игры - выступления коллективов,
- постановка композиций
4.3. Статьи, заметки, выступления в СМИ
- выступления с СМИ
- творческий отчет (круглый стол, конференция)
Заключительное занятие
Образовательный минимум
Учащиеся должны знать:
- определение основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные усло-вия, адаптация организмов и др.);
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количест-венных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
- о строении и функционировании экосистем (понятия "экосистема", "биоценоз" как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная био-логическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологиче-ская продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, не-устойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов экосистем;
- о биологической индикации (биологическая индикация, организм-индикатор, вид-индикатор, лихеноиндикация);
- о экологическом мониторинге (глобальный, региональный, локальный; физико-химические и биологические методы исследования компонентов природной среды);
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); природоохранные организации города и рес-публики;
- современные экологические проблемы Республики Татарстан (причины и последствия, пути решения);
- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газа в атмосфере, ее загряз-нение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
- о современном состоянии и охране водных ресурсов; вода, ее значение и свойства, качество воды; рациональное использование воды, борьба с загрязнениями, очистные соору-жения и их эффективность, использование оборотных вод);
- о современном состоянии и охране почв (почва, ее главные функции; рациональ-ное использование, причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией); характеристика почв Татарстана;
- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и по-следствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП, России и Республики Татарстана, и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздейст-вие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье - промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране живот-ных, значение Красной книги в охране редких и исчезающих видов);
- об особо охраняемых природных территориях (основные задачи, национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы); Волжско-Камский Государственный Заповедник (ВКГЗ), национальный парк "Нижняя Кама";
- особенности городской экосистемы и роль в ней хозяйственной деятельности чело-века; проблемы экологии городов;
- об экологии жилища (микроклимат, интерьер), характеристику строительных и отде-лочных материалов, о безопасности в быту;
- основные понятия экологии человека, о приспособлениях организма к окружающей среде, о влиянии антропогенных факторов на здоровье человека;
- основные приемы приготовления лекарственных средств и косметических препаратов на основе природных компонентов;
- глобальные антропогенные кризисы Земли, концепцию устойчивого развития, про-блему сохранения биоразнообразия;
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйствен-ной деятельности;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных яв-лений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
- проводить описания природных территориальных комплексов родного края;
- поставить эксперимент в природе и провести его анализ;
- проводить весовые, колориметрические, титриметрические методы исследования проб почвы и воды;
- обращаться с химическими реактивами, лабораторной стеклянной и фарфоровой по-судой, нагревательными приборами;
- определять уровень загрязнения воздуха, воды, почвы;
- оценивать санитарно-гигиеническое состояние рабочего места, классной комнаты;
- проводить антропометрические измерения, определять функциональное состояние дыхательной системы;
- подготовить доклад для научно-практических конференций и олимпиад;
- вести пропагандистскую и лекторскую деятельность ( подготовка лекций, бесед, уст-ных журналов, разработка листовок, плакатов, издание стенных и печатных газет, оформ-ление выставок, проведение тематических вечеров и праздников), предупреждать негатив-ные поступки по отношению к природе;
- участвовать в практических делах по озеленению улиц, парков, восстановлению и охране родников, городских зон отдыха и т.д.
Условия реализации
Материально- технические условия.
Для успешной реализации программы необходима материально-техническая база, вклю-чающая:
- кабинет для проведения занятий;
- мини-лаборатория для проведения анализа воды, почвы, растений;
- набор лабораторной посуды;
- приспособления, инструменты и лабораторное оборудование.
Внешние условия
Работа по программе предполагает сотрудничество педагогов и учащихся:
со специалистами национального парка «Нижняя Кама», Министерства экологии и природ-ных ресурсов; Городским Обществом Охраны Природы, администрацией парковых зон, лесничествами.
Средствами массовой информации:
региональной газетой «Серебряный колокольчик», телевизионными компаниями «Эфир- ТВК», «Челны - ТВ».
Кадровые условия
Обучение по данной программе могут вести учителя биологии, экологии, географии, а также педагоги, имеющие высшее образование, специализацию эколого-биологического направления и повышающие уровень профессиональной компетентности на курсах при институте непрерывного педагогического образования и учебно-методических семинарах.
Предполагаемые результаты
№ п/п Требования к знаниям, умениям, навыкам
Разделы,
темы Низкий
уровень знаний Средний
уровень знаний Высокий
уровень знаний Метод
отслеживания
Вводное занятие. Правила поведения в объединении, в природе, техника безопасности при проведении экскур-сий и практических работ Устный опрос, беседа
1.
Введение в экологию
1.1. Экология наука XX века. Экологические «законы» Барри Коммонера Иметь представление: понятия «экология», «экосистема», «рацио-нальное природополь-зование». Законы эко-логии Знать: понятия «экология», «экосистема», «рациональное природопользование». Роль экологии. Суть законов Б.Ком-монера Знать: понятия «экология», «экоси-стема», «рациональное природо-пользование». Роль экологии. Име-на ученых-экологов прошлого и настоящего. Суть законов Б.Коммо-нера Устный опрос, беседа
1.2. Экологические про-блемы России, Та-тарстана
Экологические про-блемы городов. «Экология города, в котором я живу». Иметь представление: об экологических про-блемах Республики Та-тарстан. Знать: экологические пробле-мы РТ, их причины и послед-ствия
Уметь: решать и найти пути решения экологических про-блем экологических объектов. Знать: экологические проблемы РТ, РФ и их причины и последствия
Уметь: решать и найти пути реше-ния экологических проблем эколо-гических объектов и территорий. Тестовые задания
1.3. Структура экологии
Иметь представление: структура экологии, связь экологии с други-ми науками Знать: понятия «аутэкология», «демэкология», «синэкология» Структура экологии, практи-ческая роль экологии в деле рационального природополь-зования
Уметь: определять экологиче-ские проблемы родного края Знать: понятия «аутэкология», «де-мэкология», «синэкология», струк-тура экологии, практическая роль экологии в деле рационального природопользования
Уметь: определять экологические проблемы родного края Тесты
Вопросы и ответы
1.4. Определение и об-щая характеристика экосистемы. Типы экосистем Иметь представление: понятия «экосистема», «биогеоценоз» Знать: понятия «экосистема», «биогеоценоз», суть принципа «матрешки» экосистемы
Уметь: определять экосистемы на аетропогенные, автотроф-ные, гетеротрофные Знать: понятия «экосистема», «био-геоценоз», суть принципа «матреш-ки» экосистемы
Уметь: определять экосистемы на антропогенные, автотрофные, гете-ротрофные Устный опрос
тесты
1.5. Состав экосистемы.
Иметь представление: понятия «продуценты», «консументы», «реду-центы» Знать: понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «трофическая группа», «тро-фический уровень»
Уметь: распределять живые организмы по категориям Знать: понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «тро-фическая группа», «трофический уровень»
Уметь: распределять живые орга-низмы по категориям Тестовые задания
Экологические задачи
1.6. Пищевые цепи. Пи-щевые сети
Иметь представление: о пищевых цепях и сетях. Способы питания орга-низмов: автотрофы, ге-теротрофы
Уметь: составлять пи-щевые сети не менее 3 Знать: понятия «пищевые це-пи», «пищевые сети». Переда-ча энергии вещества через пищевые цепи. Пищевые дет-ритные цепи.
Уметь: составлять пищевые сети не менее 5 Знать: понятия «пищевые цепи», «пищевые сети». Передача энергии вещества через пищевые цепи. Пи-щевые детритные цепи.
Уметь: составлять пищевые сети не менее 10 Составление пи-щевых цепей, се-тей
Тестовые задания
1.7. Взаимоотношения организмов
Знать: понятия «конку-ренция», «взаимопо-мощь», «хищничество», «паразитизм» Знать: понятия «конкурен-ция», «взаимопомощь», «хищ-ничество», «паразитизм». Особенности горизонтальных взаимоотношений в расти-тельном и животном мире
Уметь: решать экологические задачи на взаимоотношение организмов Знать: понятия «конкуренция», «взаимопомощь», «хищничество». Особенности горизонтальных взаи-моотношений в растительном и жи-вотном мире. Вертикальные взаи-моотношения
Уметь: решать экологические зада-чи на взаимоотношение орга-низмов
Экологические задачи
1.8. Популяция. Причи-ны, нарушающие стабильность попу-ляций Иметь представлений: понятия «популяция», «плотность популяции» Знать: понятия «популяция», «плотность популяции», «структура популяции»
Уметь: решать экологические задачи на взаимоотношение организмов Знать: понятия «популяция», «плотность популяции», «структура популяции»
Уметь: решать экологические зада-чи на взаимоотношение орга-низмов
Викторина
1.9. Экологическая ниша Иметь представлений: понятие «экологическая ниша» Знать: понятие «экологическая ниша», «планктон», «бентос» Знать: понятие «экологическая ни-ша», «планктон», «бентос» Экологические задачи
1.10. Экологическая сук-цессия. Влияние внутренних и внеш-них факторов Иметь представлений: понятие «сукцессия» Знать: понятие «сукцессия», «самовосстановление экоси-стемы». Равновесие экосисте-мы, приспособленность орга-низма к среде обитания
Уметь: приводить примеры деятельности человека, приво-дящие к сукцессиям, наруше-ниям и гибели экосистем. Знать: понятие «сукцессия», «само-восстановление экосистемы», «климакс». Равновесие экосисте-мы, приспособленность организма к среде обитания
Уметь: приводить и объяснять при-меры деятельности человека, при-водящие к сукцессиям, нарушениям и гибели экосистем. Дать сравни-тельную характеристику действия внешних и внутренних факторов на равновесие экосистем. Экологические задачи
1.11. Биологическая инди-кация Иметь представлений: понятие «индикация»
Знать: растения-индикаторы, животные-индикаторы Знать: понятие «индикация», «индикаторы», «лихеноинди-кация», «вид индикатор»
Уметь: определять состояние окружающей среды с помо-щью организмов-биоинди-каторов Знать: понятие «индикация», «ин-дикаторы», «лихеноиндикация», «вид индикатор»
Уметь: определять состояние окру-жающей среды растениями-биоиндикаторами, животными-биоиндикаторами Работа с дидакти-ческими карточ-ками
Работа с гербари-ем
1.12. Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Охрана природы и рацио-нальное природо-пользование Знать: особо охраняе-мые территории РТ, их основные задачи Знать: особо охраняемые тер-ритории РТ, их основные за-дачи. Роль ООПТ в сохране-нии и охране природы. Нацио-нальные парки, заповедники, заказники, природные памят-ники Знать: особо охраняемые террито-рии РТ, их основные задачи. Роль ООПТ в сохранении и охране при-роды. Национальные парки, запо-ведники, заказники, природные па-мятники Тестовые задания
1.13. Международное со-трудничество Рос-сии в охране окру-жающей среды Иметь представление: роль международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды Знать: роль международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды Знать: понятие «устойчивое разви-тие». Роль международного со-трудничества в деле охраны окру-жающей среды Устный опрос
1.14 Итоговое занятие
Эколого-познавательное мероприятие Викторина
2.
Учебно-исследовательская деятельность «Экологический практикум»
2.1. Изучение экологи-ческого состояния пришкольной терри-тории (микрорайона города) Иметь представление: экологическое состоя-ние пришкольной тер-ритории
Уметь: определять ви-довой состав растений Знать: зеленая защитная зона, зонирование пришкольной территории
Уметь: определять видовой и количественный состав расте-ний Знать: зеленая защитная зона, са-нитарно- гигиенические нормы, зонирование пришкольной терри-тории
Уметь: определить видовой и коли-чественный состав растений, стро-ить графики, диаграммы Устный опрос
исследования
2.2. Биоиндикация по состоянию хвои сосны
( листьев липы, кле-вера) Иметь представление: понятие «биоиндика-ция»
Уметь: определять по-вреждения и усыхания хвои сосны
Знать: понятие «биоиндика-ция».
Уметь: определять класс по-вреждения и усыхания хвои сосны
Знать: понятие «биоиндикация». Методику определения чистоты атмосферного воздуха по хвое со-сны.
Уметь: определять класс поврежде-ния и усыхания хвои сосны
Устный опрос
исследования
2.3. Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью лишай-ников Иметь представление: понятие «лихеноинди-кация»
Уметь: проводить съем-ку лишайников на дере-ве, стенах Знать: понятие «лихеноинди-кация», методику проведения исследования
Уметь: проводить необходи-мые замеры лишайников Знать: понятие «лихеноиндика-ция», методику проведения иссле-дования
Уметь: проводить исследований лишайников, определить степень загрязненности атмосферного воз-духа Устный опрос
исследования
2.4. Оценка экологиче-ского состояния вод-ных объектов. Пас-портизация родников
Знать: понятие «водные ресурсы», «дебит», «паспорт родника»
Уметь: определять де-бит родника, экологиче-ское состояние родника Знать: понятие «водные ресур-сы», «дебит», «паспорт родни-ка»
Уметь: определять экологиче-ское состояние водоема ( род-ника, реки), составлять пас-порта водоемов Знать: понятие «водные ресурсы», «дебит», «паспорт родника»
Уметь: определять экологическое состояние водоема (озера, родника, реки), составлять паспорта водо-емов Устный опрос
исследования
2.5. Животные в городе
Иметь представление: понятия «орнитофау-на», «синантропы»
Уметь: определять ви-довое разнообразие птиц Знать: понятия «орнитофау-на», «синантропы»
Уметь: определить видовое разнообразие и количествен-ный состав птиц микрорайона Знать: понятия «орнитофауна», «синантропы»
Уметь: определить видовое разно-образие и количественный состав птиц парка, микрорайона, строить диаграммы Тесты
Викторины
Исследования
2.6. Санитарно-гигиеническая оцен-ка классной комна-ты (рабочего места) Иметь представление: понятие «микрокли-мат», «интерьер» Знать: понятие «экология жи-лища», «безопасность в быту»
Уметь: охарактеризовывать строительные и отделочные материалы Знать: понятие «экология жилища», «безопасность в быту».
Уметь: охарактеризовывать строи-тельные и отделочные материалы Устный опрос
исследования
2.7. Изучение показате-лей здоровья чело-века
Иметь представление: понятие «здоровье че-ловека», «приспособле-ние организма к окру-жающей среде» Знать: понятие «здоровье че-ловека». влияние антропо-генных факторов на здоровье человека
Уметь: проводить антропо-метрические измерения Знать: понятие «здоровье челове-ка». Влияние антропогенных фак-торов на здоровье человека
Уметь: проводить антропометриче-ские измерения, определять функ-циональное состояние дыхательной системы, сердечно-сосудистой сис-темы Устный опрос
исследования
2.8. Изучение токсично-сти образцов при-родных объектов и химических соеди-нений методом оценки подъемной силы дрожжей Иметь представление: понятия «токсичность», «питательная среда» Знать: понятия «токсич-ность», «питательная среда».
Уметь: проводить наблюдения и опыта по определению ток-сичности среды методом био-тестирования Знать: понятия «токсичность», «питательная среда».
Уметь: проводить наблюдения и опыта по определению ток-сичности среды методом биотести-рования, анализировать свои наблюдения, оформлять реферативную или ис-следовательскую работу Устный опрос
исследования
2.9. Микробиологическое исследование каче-ства пищевых про-дуктов
Иметь представление: о науке микробиология, об оценке качества пи-щевых продуктов Знать: о науке микробиоло-гия, об оценке качества пище-вых продуктов
Уметь: проводить исследова-ния по микробиологии Знать: о науке микробиология, об оценке качества пищевых продук-тов
Уметь: проводить исследования по микробиологии Устный опрос
исследования,
исследовательская работа или рефе-рат
2.10. Итоговая конферен-ция
«Экология окру-жающего мира » Уметь написать и оформить рефератив-ную работу, защитить на конференции Уметь написать и оформить реферативную работу или учебно-исследовательскую работу, защитить на конфе-ренции Уметь написать и оформить учеб-но-исследовательскую работу, за-щитить на конференции Реферат,
учебно-исследовательская работа
3.
Практическая – природоохранная деятельность «Экологический десант»
3.1. Экологическая опе-рация «Городской парк»
Оказать практическую помощь паркам горо-да Знать: цель проведения опера-ции, значимости прилегающих лесных массивов и городских парков.
Уметь: оказать практическую работу паркам города Знать: цель проведения операции, значимости прилегающих лесных массивов и городских парков
Уметь: определять экологическое со
стояние парка Устный опрос
3.2. Экологическая опе-рация «Птичья сто-ловая»
Знать: зимующие пти-цы города
Уметь: изготовливать и развешивать кор-мушки для подкормки птиц Знать: цель проведения опера-ции, видовое разнообразие зи-мующих птиц города
Уметь: проводить наблюдения
за зимующими птицами, ана-лизировать свои наблюдения Знать: цель проведения операции, видовое разнообразие зимующих птиц города
Уметь: проводить наблюдения
за зимующими птицами, анализиро-вать свои наблюдения и оформлять реферативную работу Реферативная ра-бота
Наблюдения
3.3. Экологическая опе-рация «Елочка»
Знать: значение хвой-ных деревьев.
Принимать участие в экологических рейдах по выявлению повре-ждений хвойных де-ревьев Знать: значение хвойных де-ревьев.
Уметь: проводить наблюдения и исследования по отношению роста хвойных деревьев парка Знать: значение хвойных деревьев.
Уметь: проводить наблюдения и ис-следования по описанию роста и развитию хвойных деревьев парка Реферативная ра-бота
3.4. Экологическая опе-рация «Первоцвет»
Знать названий ранне-цветущих видов рас-тений.
Принимать участие в рейдах по выявлению незаконного сбора первоцветов Знать: цель проведения опера-ции
Уметь: вести беседу с населе-нием о незаконном сборе пер-воцветов. Знать: цель проведения операции, экологию и биологию распростра-ненных первоцветов и занесенные в Красную книгу
Уметь: вести агитационную работу по сохранению первоцветов Устный опрос,
работа с карточ-ками
3.5. Экологическая опе-рация «Белая береза»
Знать: роль и значение березы.
Участие в рейдах по выявлению фактов незаконного сбора со-ка березы. Знать: роль и значение березы.
Уметь: определять экологиче-ское состояние берез в парке, оказывать первую помощь по-врежденным березам. Знать: значение березы.
Уметь: определять экологическое со-стояние берез в парке, оказывать первую помощь поврежденным бере-зам, вести агитационную беседу с населением о сохранении берез. Устный опрос, викторина
3.6. Экологическая опе-рация «Малым ре-кам и родникам – чистоту и полновод-ность» Знать: роль и значение малых рек и родников РТ Знать: цель проведения опера-ций, значение малых рек и родников, названия малых рек РТ.
Уметь: оказывать практиче-скую помощь, составлять эко-логический паспорт родника, реки Знать: цель проведения операций, значение малых рек и родников
Уметь: показывать на географиче-ской карте малых рек, оказывать практическую помощь, составлять экологический паспорт родника, ре-ки Работа с геогра-фической картой
Участие в эколо-гическом десанте по очистке реки или родника
3.7. Экологическая акция «Марш парков»
Знать: значение особо охраняемых террито-рий
Уметь: оказывать практическую помощь НП «Нижняя Кама» Знать: цель проведения акции, значение особо охраняемых территорий и перечень назва-ний особо охраняемых терри-торий РТ, в т.ч. НП «Нижняя Кама», Волжск-Камский запо-ведник
Уметь: оказывать практиче-скую помощь НП «Нижняя Кама» Знать: цель проведения акции, зна-чение особо охраняемых территорий, территорий и перечень названий осо-бо охраняемых территорий РТ, в т.ч. НП «Нижняя Кама», Волжск-Камский заповедник
Уметь: определять экологическое со-стояние территории парка, оказывать практическую помощь НП «Нижняя Кама» Участие на меро-притии
3.8. Экологическая акция 22 марта «День во-ды»
Знать: значение воды в природе и в жизни человека
Уметь: экономно бе-речь воды, расходо-вать с малыми затра-тами Знать: значение воды в при-роде и в жизни человека
Уметь: экономно беречь воды, расходовать с малыми затра-тами Знать: экологическое состояние род-ников, водоемов
Уметь: экономно беречь воды, расхо-довать с малыми затратами Участие на меро-приятии, посвя-щенном Дню во-ды
3.9. Экологическая акция 22 апреля «День Земли»
Участие в международном празднике «День Земли», проводимом в национальном парке «Нижняя Кама»
4.
Экологическое просвещение и пропаганда
4.1 Конкурс рисунков и плакатов
«Земля – наш дом» Участие в конкурсе рисунков и плакатов «Земля- наш дом»
4.2. Тематические вик-торины, эколого-познавательные иг-ры В течение учебного года активно участвовать в эколого-познавательных мероприятиях, тема-тических викторинах, конкурсах, посвященных экологической, природоохранной тематике
4.3. Статьи, заметки, вы-ступления в СМИ Проба пера в написании статьи, рассказа о проделанной работе в охране окружающей среды и природы
Заключительное занятие
Механизм отслеживания результатов
- контроль базовых знаний и умений (устный опрос, экологический диктант, выполнение тестовых заданий, работа с дидактическим материалом);
- подготовка рефератов, отчетов о наблюдении в природе (составление карт, схем);
- выполнение учебно-исследовательских работ по тематике экологического практику-ма;
- участие в итоговых мини-конференциях, городских, региональных олимпиадах;
- составление отчетов по материалам экологических экскурсий и экспедиций.
Список литературы
1. Алексеев С.В. Экология 9 класс, Санкт-Петербург, 1999
2. Алексеев С.В. Практикум по экологии М., 1996
3. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг М., 1999
4. Воскресенский П.И. Основы химического анализа М., 1972
5. Ганьшина Л.А. Методика оценки экологического состояния водоемов
по организмам зообентоса М., 1994
6. Государственный доклад О состоянии окружающей природной среды
Республики Татарстан в 1997 году. Казань, 1998
7. Горбатовский В.В., Мамин Р.Г. Экология жилища / Информационно-
справочный бюллетень " Экологический вестник"/ М., 1995
8. Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология
Ростов-на-Дону, 1996
9. Игнатович Н.И. Рыбальский Н.Г. Что нужно знать о твердых бытовых
отходах? / Информационно-справочный бюллетень "Экологический
вестник" / М.,1995
10. Кравченко М.В., Боголюбов А.С. Методика описаний лишайниковых
сообществ: Методическое пособие М., 1996
11. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России М., 1995
12. Муравьев А.Г. Методическо-дидактический комплект для экологических
исследований " Пчелка-У" Рекомендации по применению С-П.,1996
13. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества
воды полевыми методами С-П,1998
14. Муратов С.р. Муратова С.С. Как оформлять научно-исследовательские
работы учащихся, готовить доклады и тезисы к публикациям.
Методическое пособие Казань, 1997
15. Небел Б. Наука об окружающей среде М., 1993
16. Популярная экология / Полезные советы в повседневной жизни/
Казань, 1997
17. Ремнева Г.В. Методические указания для прохождения учебной
практики по ботанике М., 1987
18. И. А. Тарчевский. Актуальные экологические проблемы Республики Татарстан
Казань,1995
19. Чернова Н.М., Галушин В. М. Основы экологии М., 1997
РЕЦЕНЗИЯ
На представленную программу курса <<Исследователи природы >>
Автор: Солодянкина Т.В., СОШ №6
Программа обучения кружка "Исследователи природы” рассчитана на 1 год для работы со школьниками ,8, 9,11 классов ,и включает в себя теоретические и практические знания . Режим занятий : 4 часа в неделю.
Программа разработана с учетом модульно - уровнено принципа организации обра-зовательного процесса, в основу которой заложены три модуля: обучающий, развивающий, воспитательный.
При работе со школьниками используется репродуктивный уровень дополнительного образования с переходом к концу года на эвристический. На занятиях в конце каждой темы воспитанникам предлагается творческие задания, взятые из литературы, что позволит ребятам быть готовыми к исследованиям, а воспитанники могут выполнять творческие задания, составленные с учетом возраста.
Межпредметные связи : география, история, экология, биология.
Актуальность программы кружка «Исследователи природы» состоит в том, что разви-вает способность искать новое, видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, эксперимен-тировать, делать умозаключения и выводы по родному краю. Эти вопросы очень актуальны для современной школы в контексте развития и обучения , как старших учеников, так и младших школьников.
Программа имеет четко описанные цели ( как конечного результат обучения ). Содержание курса включает описания учебной деятельности, системы оценивания, способы контроля ( как оценивать достижения учащихся). Автор знает данный предмет, темы, четко видит структуру и методику преподавания учебного предмета.
Экспертный совет считает, что представленные материалы позволяют считать дан-ный материал полноценной программой и являются основанием для утверждения данной программы для ведения учебного процесса.
Заключение.
Представленная программа составлена с соблюдением единых требований к авторским про-граммам дополнительного образования и может быть основанием для дальнейшего продолжения работы.