Знать геграфию - значит победить!
Рейтинг:   / 23
ПлохоОтлично 
Шакирова Танзиля Хашимовна, учитель географии, II категория.
Пестречинский район, Надеждинская основная общеобразовательная школа.

Вечер посвященный дню Победы.
Проведение вечера будет актуальным к празднованию дня Победы.
Знать географию - значит победить!
Цели: - познакомить учащихся с историей развития науки;
- воспитать чувства патриотизма;
- воспитать умения у учеников выступать перед классом;
Оборудование: компьютер
Материал: презентация, карта «Великая Отечественная война 1941-1945», выставка книг(про войну)
Ход вечера.
Звучит песня «День Победы»
Учитель: В этом году наша страна будет отмечать 68-летие со дня победы над фашисткой Германией. И мы помним о тех, кто своим ратным подвигом и самоотверженным трудом в тылу добыл дорогую победу. О Великой Отечественной войне, о вкладе в дело разгрома врага различных родов войск, отраслей хозяйства, учёных и специалистов написано много. Но мало кто знает, насколько велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу. В трудное для Родины время они внесли свой вклад в дело победы. Так, географы готовили военно-географические описания; метеорологи вели на фронте и в специальных частях прогноз погоды; гидрологи прогнозировали состояние водных рубежей; в тылу географы принимали участие в решении вопросов размещения производства, в выявлении земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны - на Урале, в Сибири, Поволжье, Казахстане и Средней Азии. (слайд 1, Знать географию – значит победить!)
Сегодня мы расскажем об участии географов в Великой Отечественной войне.
1 ученик: Уже в начале войны в Академии наук СССР было создано несколько специальных комиссий, вскоре объединённых в комиссию по геолого-географическому обслуживанию Советской Армии. Одним из руководителей комиссии был геохимики минералог, академик А.Е. Ферсман. Основные задачи географии в годы войны заключались в следующем. На фронте определялись территория, погодно-климатические условия развития военных действий и их военная оценка; изучались природный и культурный ландшафты для осуществления маскировки. (слайд 2, портрет академика А.Е. Ферсмана)
В тылу учёные-географы проводили комплексный учёт и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий (и в военное, и в послевоенное время).
2 ученик: Наверно, всем понятно выражение «Топографы - это глаза армии». Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта - это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками. Топография важна и жизненно необходима для танковых войск, авиации, флота, но совершенно особую роль она играет в артиллерии…(слайд 3 «Топографы –глаза армии»)
Существует понятие “стрельба с закрытых огневых позиций”, т.е. стрельба за горизонт по целям, находящимся вне пределов прямой видимости. Это основной способ артподготовки и артобстрела, при этом артиллеристские батареи прячутся за складками местности, строениями, деревьями, в естественных и искусственных укрытиях. Но спрятанная батарея слепа: наводчики цели не видят, поэтому при стрельбе с закрытых позиций командный пункт располагается за много километров от орудий. Оттуда командир видит цель и передаёт указания, как и куда, стрелять. Такая стрельба требует умения, навыков, точных приборов, устойчивой и непрерывной связи, но, прежде всего полноценного топографического обеспечения. Боевое применение артиллерии без топографических карт невозможно, как невозможно играть в морской бой без сеточки с координатами. И ещё немного о военных топографических картах.
На них не зря стоит гриф секретности. Карта секретна независимо даже от того, отмечено или нет на ней расположение своих войск и войск неприятеля, но и просто потому, что на ней нанесены леса и реки, мосты и поля, дороги. Проникнуть в тайны топографической службы – всегда мечта разведки противника, поскольку, как правило, это имело стратегическое значение. Так, в 1943 году советская военная разведка добыла сведения о том, что германские картографические фабрики отпечатали сотни тыс. листов карт Орловской, Белгородской и Курской областей. Эта информация легла в основу разработки плана массированной обороны и последующего наступления Советской армии на Курской дуге. В военные годы отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами. (все географические объекты показывают на карте)
Военные действия раскинулись на огромной площади – от Баренцева до Чёрного морей. Только с июля по декабрь 1941 года геодезисты, топографы и картографы выполнили съёмку местности на площади более 500 тыс. км2, составили и издали свыше 2 тыс. листов карт разного масштаба. Особо следует отметить героический труд картографов, оставшихся в блокадном Ленинграде. В условиях жестокой блокады, под обстрелом немецкой артиллерии, в условиях холода и голода ленинградцы составляли, чертили, печатали карты, не прерывая работу ни на один день…
3 ученик: Нельзя не сказать и о роли гидрологов. Вообще, в истории войн имеются блестящие примеры использования гидрологической обстановки. Одним из них может служить битва Александра Невского на льду Чудского озера. Выбор такого поля битвы объясняется тем, что тевтонские рыцари были тяжело вооружены, а толщина льда на озере была относительно невелика, и лёд не выдержал их тяжести.
(4 слайд, рисунок: сражение на чудском озере)
Другой пример относится к гражданской войне, когда М.В. Фрунзе осуществил при сгонном ветре неожиданное для противника форсирование обычно непроходимого Сиваша в обход сильно укреплённой обороны врангелевских войск на Перекопском перешейке. (5 слайд, рисунок форсирование Сиваша)
В годы Великой Отечественной войны гидрологи помогали преодолевать водные рубежи, болота. Целый ряд операций наших войск строился с учётом неверного представления противника о непроходимости болот для тяжёлой военной техники. Но на болотах настилалась гать, и таким образом обеспечивалась внезапность и прорыв войсками наименее укреплённых участков обороны противника. Иногда было выгодно перенести начало активных действий на фронте на 1-2 дня с тем, чтобы использовать плохую погоду для сосредоточения сил, а при первом же прояснении неба начать бой, опираясь на сильную поддержку с воздуха крупными группами самолётов. На некоторых гидрологических станциях наблюдения не прерывались даже в тылу врага. Именно гидрометеослужба Ленинградского флота и Ладожской военной флотилии обеспечили прокладку через Ладожское озеро Дороги жизни. (6-8 слайд, слайды о Ленинградской блокаде) Эта служба позволяла использовать ледяную дорогу в течение максимально возможного времени. Знаменитая ленинградская поэтесса Ольга Берггольц так писала об этом: (слайд 9)
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
В ходе наступательных операций наши войска форсировали широкие реки Днепр, Днестр, Дунай, Березину, Вислу, Одер. Гидрологи давали сведения о ширине и глубине реки, наличии бродов, скорости течения, характере берегов и дна, заболоченности поймы и др. Так, например, форсирование в сентябре 1943 года рек Десны, Сожи, Днепра войсками первого Белорусского фронта было успешно осуществлено с учётом водности этих рек.( все географические объекты показывают на карте)
4 ученик: Кроме того, на всех фронтах действовали военно-геологические отряды. Главные их задачи – обеспечить армию сведениями о рельефе, почвах, залегании подземных вод, источниках водоснабжения и местными строительными материалами. Боевые действия велись в разных условиях – в тундре, тайге, зоне смешанных лесов, лесостепях, степях и полупустынях Прикаспия, в горах Кавказа, Карпат и в других горных системах.( слайд 10-тундра, слайд11-тайга, смешанные леса, слайд12 –пустыни, полупустыни, слайд 13 –горы)
Карельский фронт был не только самым северным, но и самым протяжённым. Он простирался от Ленинграда через всю Карелию и Кольский полуостров. Изобилие лесов, озёр и болот, бездорожье создавали большие трудности для инженерного обеспечения военных действий. Военно-геологические отряды оперативно давали сведения о свойствах пород, качестве озёрных и болотных вод, данные о состоянии дорог, мостов и переправ, выявляли необходимые для ремонта дорог строительные материалы. (показывают на карте)
Такие работы велись на всех фронтах в разных природных условиях и в разных природных зонах, например, высоко в горах. Свой вклад в дело победы внесли альпинисты, которые вели жестокие и упорные битвы за перевалы. У подножия Эльбруса расположен горнолыжный и альпинистский центр. Рядом, на научных станциях и обсерваториях, изучают жизнь ледников и лавин, космические лучи и звёздное небо.
Но более 60-ти лет назад в Приэльбрусье шли жестокие бои с фашистами. Заступали в гарнизоны перевалов советские альпинисты, сменившие ковбойки спортсменов на обмундирование офицеров отдельных горно¬стрелковых отрядов. Гитлеровцам необходимо было захватить Кавказ, чтобы получить нефть, выйти к южной границе. Бои на Кавказе проходили на склонах и вершинах. 21 августа фашисты взошли на обе вершины Эльбруса и водрузили своё знамя. В долинах, перевалах, вершинах, знакомых нашим альпинистам по мирным походам и восхождениям стали разворачиваться военные действия. Поэт Николай Тихонов писал: (слайд14)
Там пушки скатывались в пропасти,
Сорвав лавины ком,
Там альпинист делился доблестью
С бывалым моряком.
В феврале 1943 года, несмотря на высоту, холод, бураны, на не сдавшиеся в плен группы разгромленной дивизии «Эдель¬вейс», на заминированные тропы советские альпинисты выполнили приказ – сняли с вершины Кавказа фашистские вымпелы и установили Государственный флаг СССР. Силуэт нашего Эльбруса изображён и на значке «Альпинист СССР» и на боевой медали «За оборону Кавказа».(слайд15, боевой медаль «За оборону Кавказа»)
5 ученик: Говоря о роли географии в войне, нельзя не упомянуть о флоте, ведь все моряки по сути своей службы в той или иной мере связаны с географией. На многоводных реках и озёрах для создания оборонительных рубежей использовались Азовская, Дунайская, Ладожская, Онежская, Волжская флотилии, отряд кораблей на озере Ильмень и др. Советский флот с первого дня войны беспрерывно вёл активные боевые действия на морях, озёрах и реках. (рассказывают показывая на карте)
Вот один из примеров работы гидрографов во флоте на войне. При высадке десанта в Феодосии гидрографы первыми ворвались в порт, захватили и зажгли маяк защитного мола, установили огни на других молах, обследовали глубину у причалов. В ходе боя гидрографы определили и осветили точки наводки для кораблей отряда артиллерийской поддержки. В эти годы особую роль играл Северный морской путь. Фашисты прилагали все усилия, чтобы парализовать его деятельность, но, несмотря на это он оставался одной из основных нитей, связывающих воюющий СССР с остальным миром. По нему плавали не только суда с вооружением и продовольствием, но и, обеспечивающие возможность судоходства, научно-исследовательские и гидрогеографические суда, выполнявшие свою работу под огнём неприятеля и нередко вступавшие с ним в неравный бой. Продолжали бессменно работать полярные станции, они вели метеонаблюдения, снабжая страну сводками погоды, круглосуточно следили за морем и небом, где в любой момент мог появиться враг. И фашисты это понимали. Вот почему шесть арктических зимовок подверглись целенаправленным атакам немецких подводных лодок, научные точки на Новой Земле, на побережье Таймыра, на островах Карского моря были сожжены дотла. Однако, исследовательские работы в Арктике не прекращались даже в наиболее страшные периоды войны. На восточном участке этой трассы в те годы открылись несколько новых зимовок – слишком серьёзную роль играли они в жизни Северного морского пути и всей страны. Примеров вклада географии в нашу победу в Великой Отечественной войне можно приводить ещё очень много, и, прежде всего потому, что все, кто служили и служат этой благородной профессии, это в первую очередь люди, которые любят и уважают свою Родину.
Касаясь конкретных имён известных географов, защищавших нашу страну с оружием в руках, нельзя не упомянуть доктора географических наук, выдающегося океанографа М.М. Сомова.( слайд 16) В августе 1942 года он участвовал в героической обороне города Диксон, в котором располагалась научно-исследовательская станция, от десанта фашистского крейсера «Адмирал Шеер». В славные страницы нашей победы вписаны имена других учёных-географов-фронтовиков: К.И. Маркова, В.С. Преображенского, Ю.И. Ефремова, Л.С. Абрамова, Ю.Г. Саушкина, И.П. Герасимова, А.М. Комкова, Н.В. Андреева, Н.А. Максимова и других. ( слайд 17)
Но наиболее наглядным примером являются по достоинству оценённые заслуги академика А.Е. Ферсмана. В 1942 году ему была вручена Государственная премия СССР за выдающийся вклад в обороноспособность нашей Родины. Его научные знания и накопленный богатейший опыт оказались в эти годы сродни штыку в руках бойца. (Слайд18)
Учитель: Да, ребята, ни кем не забыты те, кто своим подвигом на войне или самоотверженным трудом в тылу добыл дорогую победу. Многие из них не смогли дожить до победы, но память о них хранят их коллеги и друзья. Ребята , а ведь среди этих людей были ваши прадеды и прабабушки. Детство ваших бабушек и дедушек проходило в тяжелые военные и послевоенные годы. Что же они вам рассказали о войне, о своих родителях? ( выступают ученики, заранее подготовившее рассказы)
Учитель: Ребята, мы должны помнить о тех, кто своим ратным подвигом и самоотверженным трудом в тылу добыл дорогую победу.( все хором «Спасибо всем, кто дал нам мир!»),(слайд19 «Спасибо всем, кто дал нам мир!») Звучит песня о мире.

У вас нет прав для создания комментариев.