Обобщение темы "Пищеварение"
- Подробности
- Автор: Ирина
-
Категория: Биология
-
Опубликовано 22 Октябрь 2014
-
Просмотров: 4012
ГБС(К)ОУ «Чистопольская С(К)ОШ № 10 VIII вида»
Урок биологии в 9 классе.
Обобщение темы «Пищеварение».
Гимаева Ирина Мунировна,
учитель - дефектолог
высшей квалификационной категории
2014 год
Тип урока – обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Пищеварение» для дальнейшего применения их в своей жизни.
Задачи: 1. Образовательные – обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Пищеварение» для дальнейшего применения их в своей жизни.
2. Коррекционные – развитие мышления путём сравнения и классификации объектов, установления причинно-следственных связей, умения делать умозаключения; мелкой моторики пальцев рук при работе с мышкой компьютера; закрепление навыков работы с компьютером.
3. Воспитательные – воспитание гигиенических навыков, формирование здорового образа жизни.
Оборудование: презентация с видеороликами, флеш-картами и анимированным кроссвордом, рисунки к теме «Витамины», дидактические карточки для индивидуальной работы, набор принадлежностей для ухода за зубами, памятки для учителей «Упражнения, нормализующие деятельность
органов пищеварения» и памятки – разукрашки «Грибы съедобные и несъедобные», плакат о вреде курения, мультимедийная установка.
- Методы работы: словесный (рассказ, беседа), наглядный (рисунки, презентация), практический (работа с карточками, флеш-картами ИКТ).
- Межпредметные связи: биология («Растения» – 7кл., «Животные» – 8 кл.), информатика, чтение, изобразительное искусство, СБО- гигиена.
- Формы деятельности учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.
Ход урока:
- 1. Организационный момент.
- 2. Обобщение знаний.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.
Содержание:
Цель – обобщить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по изученному материалу, учить применять знания в жизненной ситуации.
Слайд 4. «Мозговая атака» (словарная разминка)
- 1. Откуда организм человека получает энергию и строительный материал?
- 2. Назовите продукты питания.
- 3. Назовите питательные вещества.
- 4. Перечислите органы пищеварения.
- 5. Перечислите пищеварительные железы.
- 6. Сколько зубов у человека?
- 7. Где начинается пищеварение?
- 8. Где оно заканчивается?
- 9. От чего зависит нормальная работа органов пищеварения?
- 10. Что оказывает вредное влияние на органы пищеварения?
- Что происходит с пищей в ротовой полости?
- Что происходит с пищей в желудке?
- Где происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ?
- Какую роль играет желчь в пищеварении? (Слайд 28).
- Длина нашего пищеварительного тракта от начала до конца составляет свыше 9 метров!
- В кишечнике одного человека полезных бактерий больше, чем людей на Земле. Миллиарды бактерий помогают переваривать пищу.
- Увидев незнакомое растение, помните о своей безопасности.
- В лесу встречаются и ядовитые растения: бузина, волчье лыко, вороний глаз, жимолость, белена, дурман, лютик и другие.
- Нельзя есть дикорастущие ягоды, плоды, корневища, если растение незнакомо.
- Меня удивили ответы ребят
- Я не хотел учиться
- Я узнал новые факты о том, как нужно беречь своё здоровье
- Мне было скучно
- Мне понравилось учиться с помощью компьютера
Слайды 5-11. Обобщение темы «Значение пищи и питательных веществ». Выступают учащиеся.
Слайд 12. Самостоятельная работа. Задание № 1. «Твоё меню» (индивидуально - флеш - файл), работа с карточками в парах. Взаимопроверка.
Слайд 13. Повторение строения пищеварительного канала. Назвать органы пищеварения и железы.
Слайд 14. Самостоятельная работа. Задание № 2. «Выстроить пищеварительный канал» (индивидуально – на компьютере), работа с карточками.
Слайд 15. Проверка результатов.
Слайд 16. Работа с учебником на с.124. Найти в тексте ответ на вопрос:
Объяснить смысл поговорки: Когда я ем, я глух и нем.
Слайд 17. Объяснить смысл поговорки: Кто хорошо жует, тот долго живет. Повторение: Виды и строение зубов. (индивидуально - флеш-тесты), работа с карточками. Задание № 3.(Слайд 18). Проверка результатов.
Слайд 19. Объяснить смысл поговорки: В здоровом зубе - здоровый дух. Слайды 20-21. Повторение правил ухода за зубами. Рассказывают учащиеся.
Работа с предметами гигиены. Рассказать об их применении.
Слайд 22. Работа с учебником на с.124. Найти в тексте ответ на вопрос:
Слайд 23. Работа с учебником на с.124. Найти в тексте ответ на вопрос:
Слайд 24. Работа с учебником на с.124. Найти в тексте ответ на вопрос:
Слайд 25. Работа с учебником на с.124. Найти в тексте ответ на вопрос:
Что происходит с пищей в толстом кишечнике и прямой кишке?
Слайд 26. Это интересно.
Слайд 27. Самостоятельная работа по карточкам. Задание № 4. Проверка на экране мультимедиа.
Слайд 28. Физкультминутка. Упражнения, нормализующие деятельность
органов пищеварения.
Слайды 29-35. Сообщения учащихся о витаминах, причинах и признаках авитаминозов.
Слайд 36. Вывод: Для того, чтобы избежать авитаминоза, питание должно быть разнообразным.
Слайд 37. Объяснить смысл: Не всё то полезно, что в рот полезло. Самостоятельная работа по карточкам. Задание № 5. Классификация продуктов на вредные и полезные (работа с карточками, индивидуально -на компьютере).
Слайд 38. Всё ли верно в этих советах? Исправь ошибки(работа с классом).
Слайд 39. Предупреждение пищевых отравлений. Назвать ядовитые растения. Рассказать о мерах при отравлении ими.
Слайды 40-42. Видеосюжеты о ядовитых растениях.
Слайд 43. Запомни правило! (прочитать)
Слайд 44. Предупреждение кишечных и глистных заболеваний. Назвать переносчиков.
Слайд 45. Работа с классом. Укажите переносчиков бактерий, вызывающих желудочно-кишечные заболевания.
Слайд 46. Самостоятельная работа. Задание № 6. Верно ли соответствие? Кто из червей не является паразитом (работа с карточками, индивидуальная - на компьютере)?
Слайд 47. Рассказать о жизненном цикле остриц.
Слайд 48. Объяснить выражение: «Не курил бы с детства дядя, был бы сильный и большой». Плакат о вреде курения.
Слайд 49. Вредное влияние алкоголя на органы пищеварения. Просмотр видеороликов. Вывод о вреде алкоголя.
Самостоятельная работа. Тесты.
3. Подведение итогов.
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся.
Слайд 50. Анимированный кроссворд «Органы пищеварения».
Слайд 51. (Рефлексия) Сегодня на уроке: