Волшебная страна словария
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Князевская  средняя общеобразовательная школа»Тукаевского района Республики Татарстан

 «Волшебная страна Словария»

 

Библиотечно-библиографический урок

для 4 классов

Автор:    Заведующая библиотекой, библиотекарь первой квалификационной категории     Романова Галина Николаевна

 

2014 г

 

 

Цели и задачи:

Познавательные:

  1. продолжить знакомство учащихся с системой лингвистических словарей, конкретными словарями разных типов
  2. сформировать у учащихся основные умения и навыки пользования словарями.

Развивающие:

  1. развитие культуры речи;
  2. обогащение словарного запаса.

Воспитательные: воспитать интерес к книге, книжному слову.

Оборудование:

  • лингвистические словари;  Даль В.И. Толковый словарь, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Орфографический словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Словарь иностранных слов;
  • чистые листы и ручки для каждой команд;
  • интерактивная доска..
  • ХОД ЗАНЯТИЯ

    Сказительница. В некотором царстве, в некотором государстве, в ненаших краях да во чужих землях живет да здравствует добрая Королева Книга. Ходит она всюду  по свету да  смотрит, как дети обращаются с ее друзьями братьями да сестрами книгами, берегут ли они их, да каков  порядок в книжных хранилищах-библиотеках.

    А  нерадивых то читателей она карает: книжки у них отнимает. И не одна она: всюду  сопровождают ее друзья – книги, которые помогают ей совершать удивительные путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее человечества.

    А сама Королева книга волшебным даром наделена: дотронется до книги, а она и заговорит человеческим голосом, все, как есть расскажет.  Небылицы!  Да и только. 

    Королева Книга: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я и есть Королева Книга. Много я путешествовала по свету, много повидал умных людей. Дожила я до времен великих достижений науки, техники,  разных открытий. Но все же хочу сказать  вам, что из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим чудом является книга.

    Книга – верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания.

    Человек, любящий и умеющий читать, – писал К.Паустовский, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых, верных друзей. Друзья эти – книги.

     Я люблю книги, давно собираю их и берегу, как зеницу ока.

    А вы, ребята любите книги? ……

    – Книги расширяют кругозор, делают нас богаче, дают пищу уму и волнуют чувства, помогают понять себя и окружающих, учат жить и бороться.

    Ну, а сегодня в гости я пришла к вам не одна, со мной мои верные друзья, как ребята вы думаете, кто они?

    Да верно, только это очень умные книги, они помогут вам ответить на множество вопросов: Откуда? Зачем? Почему? А как называются они, ребята?  (ответы ребят)

     Верно,  это энциклопедии, справочники и словари. Про какие чудеса они только  вам не расскажут! Например, знает ли вы, что маленький паук может съесть верблюда? Что бывают дожди из селедок и апельсинов? Что пески поют песни?

    Они  так же помогут вам в овладении грамотой, в постижении смысла книг.

    А теперь отгадайте загадку;

    «Эта дама книжная

    И весьма престижная.

    Кто с ней дружит, тот умен,

    В ранг всезнаек возведен»

    «Я очень даже много знаю

    И на вопросы отвечаю –

    Что есть сейчас, что было встарь.

    Ну, а зовут меня ….»

    О, вы умнейшие юноши и девушки, что означает слово словарь? (Это собрание слов по алфавиту) «...Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь — это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё... Ф. Франс. Трудно будет работать со словарями тому, кто алфавит плохо знает.

    СЛОВАРИ:                Есть волшебная страна,

    Что распахнута пред нами,

    Та, которая словами,

    Как людьми населена.

    Правит ими Государь

    По прозванию Словарь

    И относится он к ним,

    Словно к подданным своим.

    Утверждать  ему не ново,

    Как писать какое слово,

    Как писать и как читать,

    Как с другими сочетать.     Я. Козловский.

     

    Какие вы знаете словари? (перечисляют дети)

    Школьный толковый словарь;  Словарь орфографический; Словарь этимологический; Словарь фразеологический; Словарь иностранных слов; Словарь антонимов; Словарь омонимов; Словарь синонимов; Словарь орфоэпический; Русско-татарский словарь итд.

    Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:

    1) словари энциклопедические и
    2) лингвистические (или по-другому – филологические).

    (Слайд 5). Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

    А в лингвистических словарях (Слайд 6) всех этих данных мы не найдем – там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные, двуязычные и даже трехязычные. С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто – они помогают быстрее выучить иностранный язык, татарский язык Ими активно пользуются и школьники, и студенты, и переводчики.

     Существуют  словари по отдельным отраслям знаний, т.е. специальные, например “Экономический словарь”, “Юридический словарь”.

    Сегодня мы познакомимся с лингвистическими словарями.

    Вот и замечательно, давайте обратимся к разнообразным словарям и поищем там это неизвестное пока нам слово “лексикограф”.

    Лексикограф – это ученый, который занимается составлением словарей.

    Известны ли вам имена лексикографов? Назовите их. Даль, Ушаков, Ожегов.

    Перед вами “Толковый словарь живого великорусского языка”.

    В современной версии растолковано свыше 200 тысяч сов и приведено 30 тысяч пословиц, поговорок. И все-таки в наше время  этот словарь воспринимается  уже скорее как исторический памятник, а не как настольный справочник. В словаре около двухсот тысяч слов, собрал и объяснил один человек, его зовут – Владимир Иванович Даль. (Рассказ о Дале.) (Слайд 10).

    Где бы ни был В.И.Даль, чем бы он ни занимался, его всегда сопровождало творческое отношение к народному слову. Однажды по дороге из Петербурга  от ямщика услышал поразившее его слово "замолаживает" – начинает пасмурнеть, заволакиваться тучками (о небе). Это слово он написал, и началась работа над словарем.

    Когда А.С.Пушкин узнал, что Даль собрал 20 тыс. слов, употребляющихся в разных концах России, – он подал Владимиру Ивановичу идею написать словарь.

    Пятьдесят три года он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Начав работу юношей, он продолжал её до самой смерти.

     Словарь назван "живым" потому, что в него включены только бытующие в народе слова – то, что Даль сам услышал.

    53 года непрерывной работы над составлением словаря. Впечатляющий пример: если все слова из “Словаря” выписать столбиком в ученические тетради в линейку, то таких тетрадей понадобится 450 штук.

    Интересно, что именно В.И. Даль впервые назвал свой словарь, объясняющий значение слов, толковым. В “Толковом словаре” не просто собраны слова, но и объяснены, в нем раскрыт смысл и значение каждого слова.

     Построение нового словаря тоже, что и прежде, изменения не коснулись и самого языка В.И.Даля. Перед нами живое образное русское слово.

    Новая версия приближает к читателю «Далев словарь».

    По этой энциклопедии русской жизни легко проследить не только историю нашего языка, но и историю всего Отечества.

    Авторы новой версии  Евгений Грушко и  Юрий Медведев желали только оного – вернуть народу лучший на Руси словарь

    2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.   Рассказ об этом словаре хочется начать словами К.И. Чуковского: «Его подвиг никогда не забудется нами, и я верю, что созданный им чудесный словарь сослужит великую службу многим поколениям». Первый словарь Ожегова вышел в свет в 1949 году.

    Да это широко известный теперь в нашей стране,  да и за рубежом однотомный «Словарь русского языка» профессора С.И. Ожегова. Впоследствии этот словарь выдержал уже 24 переиздания.     

    У нас еще есть “Толковый словарь русского языка” Ожегова Сергея Ивановича. (Слайд 15). Самый популярный словарь русского языка. Работа над этим словарем была научным и гражданским подвигом. Основное время работы – 1941–1946 гг. Нужно ли говорить, что это были за годы? Шла Великая Отечественная война. Словарь создавался в преодолении бесконечных трудностей. Он содержит 72500 слов. В начале словаря помещено “предисловие” и “условие сокращение, принятые в словаре”, “русский алфавит” с указанием правильного названия букв, а за тем слова в порядке алфавита.

    Слова в словаре даются строго в алфавитном порядке. Заглавное слово приводится в начале статьи в начальной форме. Это значит, что имя существительное даётся в именительном падеже единственного числа, имя прилагательное в именительном падеже единственного числа мужского рода, числительное и местоимение в именительном падеже, а глагол соответственно в неопределённой форме (инфинитив).

    Основная трудность при пользовании словарем – незнание алфавита

    Таким образом, построены все лингвистические словари.

    Королева КНИГА: А сейчас послушаем моих помощников; говорите же мои друзья.

    Словарь орфографический. Помогу в овладении грамотой.

    Словарь этимологический.  Я могу определить древнейшее значение слова, когда и где оно появилось и по какому образцу оно создано. Наука “этимология” дружит с орфографией. Если вы будете знать происхождение, или этимологию, слова, то в ваших тетрадях ошибок будет меньше.

    Словарь фразеологический. Во мне богатство русского языка. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний.

    Словарь толковый. Объясню значение непонятных слов. 

    Словарь антонимов  (Слова, противоположные по смыслу.)
    Не случайно особенно широко используются антонимы в русских сказках.
    Близко ли, далеко ли,
    Низко ли, высоко ли.

    Словарь омонимов  во мне Слово, совпадающее с другим словом по звучанию и написанию, но расходящееся по значению

    Словарь синонимов Я помогаю подобрать к слову синонимы, то есть слова, похожие по смыслу, но разные по написанию.
    Словарь орфоэпический  Нормативность речи - это соблюдение в речи действующих норм ударения, произношения,

     «Не тот образованный человек, который все знает, а тот  кто знает где можно найти ответы на возникшие вопросы».

    И сегодня мы с вами будем это делать.

    1 СЛАЙД

     Строчки из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина:

    «Бразды пушистые взрывая,

    Летит кибитка удалая;

    Ямщик сидит на облучке

    В тулупе, в красном кушаке»

     

    А вы понимаете значение этих слов? Что такое «кибитка»? Это крытая дорожная  повозка  - читаем мы в словаре.

    «Ямщик»- кучер на ямских лошадях, на которых перевозилась почта. «Облучок» - предок у телеги, саней, повозки.

    2 СЛАЙД Задание: исправить ошибки

     

    На прашлагодние ошибки

    Сматреть мне трудно без улыпки.

    Вновь потиплело  в дикабрере.

    Запахло сеном на дваре.

    Пишу я луче многих в классе.

    Мне падарил падарок Вася.

    Я изучала весь енварь

    Арфаграфический словарь.

    3СЛАЙД

    Задание: найдите в тексте фразеологические обороты.

    «Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра.  Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок.

     Обещал угостить ухой - пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.

    Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья.

    Прибежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда.

    Ждали, час,  два,  три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову.

    Мой брат как заревет в три ручья от обиды.

    Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке.

    Вот так мы с братом попались на удочку».

     

    Фразеологический словарь. Я предлагаю поиграть в игру “ Фразеологический зверинец” Вы должны назвать животное по его определению:

    Голоден как … (волк)

    Хитер как … (лиса)

    Труслив как …(заяц)

    Здоров как … (бык)

    Изворотлив как … (уж)

    Надут как … (индюк)

    Нем как … (рыба)

    Грязен как … (свинья)

    Упрям как … (осел)

    Болтлив как … (сорока)

    Колюч как … (еж)

     

     

    4СЛАЙД

     

    Королева Книга: На уроках литературы вы знакомились с баснями Крылова. Вспомните строки из басни «Свинья под дубом»:

    Свинья под дубом вековым

    Наелась желудей досы та…

    Но обычно мы говорим до сыта. Одни люди говорят свёкла, а другие – свеклá. Как тут не растеряться без специального словаря – орфоэпического?

    Обратимся к орфоэпическому словарю и выполним задание.

    Не зная орфоэпии во всем великолепии,

    Не ощутишь волшебных  чар.

    Жизнь кажется кошмаром,

    Когда одним ударом

    Не то, что нужно, ставишь под удар.

    Ошибка в ударении граничит

                                    с преступлением,

    Пускай запомнит это млад и стар.

    Ни  молодым, ни старым

    Нельзя одним ударом

    Не то, что нужно, ставить под удар.

    Отвечаем хором

    Возил не шофер, а шофер,

    Не фарфор, а фарфор.

    Был оглашен не приговор –

    Судебный приговор.

    Строгал не столяр,  столяр,

    Но доску – не доску.

    И слушал в одиночестве

    Не «Тоску», а тоску.  Ф. Кривин

    А бывают слова, которые при перестановке ударения  меняют свой смысл.

    Мячом мы у Варва́ры
    Раскокали окно.
    Кричит Варвара:
    Ва́рвары!
    Влетит вам всё равно!

     

    Косой купил ружьё. И через час-другой
    Был Серый волк объят тревогой.
    Сказал ему Косой:
    — Послушай, дорого́й,
    Ты стерегись ходить моей доро́гой!

     

    Серая воро́на
    Чёрного во́рона
    Утром ругала, присев на сучок.
    Новость о том разнесли во все стороны
    Сплетницы-кумушки —
    Со́рок соро́к.

    От удивления ахнул кок
    И почесал затылок:
    Капустный бросился вило́к
    Вскачь от ножей и ви́лок!

    — Скорей, сестра, на рыб взгляни,
    Попались на крючок они!
    В ведёрко руку окуни́,
    Не бойся, это о́куни!

    Пересохла глина,
    Рассердилась Нина:
    Не мука́, а му́ка
    Поварам наука.

    5 СЛАЙД

     Когда пишешь сочинение, готовишься к выступлению, приходится искать слово поточнее.  И тут вам на помощь придет словарь синонимов.


    Он помогает подобрать слова, похожие по смыслу, но разные по написанию.

    Подберите в стихотворение синонимы к слову «ПРОМЕЖУТОК»:

    Простое слово «ПРОМЕЖУТОК»:

    В театре несколько минуток,
    Пока начнется новый акт,
    Мы называем все …
    На время что-то прекратив,
    Мы объявляем ………
    В борьбе, в труде устали слишком –
    Дают уставшим ………
    После уроков непременно
    Нужна ребятам ………
                  (Антракт, перерыв, передышка, перемена)

     Прочитай внимательно стихотворение В. Берестова:

    «Бураны, вьюги и метели –
    Как много с ними канители,
    Как много шуму, толкотни,
    Как надоели мне они!» -
    Так проворчал Мороз угрюмый,
    И речку льдом сковал без шума,
    Деревья скрыла седина,
    И наступила тишина.
      В какой строчке стихотворения автор использует «зимние» синонимы?

    Вот видите, как полезно работать со словарем, который помогает сделать нашу речь более красочной и яркой!

    6 СЛАЙД


    – О синонимах мы вспомнили, а что же такое антонимы?
    (Слова, противоположные по смыслу.)

    А еще антонимы часто используются в поговорках и загадках.

    Сейчас мы поиграем в такую игру: я загадаю вам загадки, а вы хором скажете ответ.

    Я – антоним к слову «зной».
    Я в реке, в тени густой.
    Я в бутылке лимонада.
    А зовут меня…
                 (Прохлада.)

    Я – антоним слова «лето»,
    В шубу снежную одета,
    Хоть люблю мороз сама,
    Потому что я…
                         (Зима.)

    Спорим летом и зимой,

    Спорим днем и ночью,

    Ты - со мной, а я с тобой:

    Разные мы очень! О чем здесь говорится (антонимы)

    8 СЛАЙД. ОМОНИМЫ

     

    Хороша у Алёны коса,
    И трава на лугу ей по косу.
    Скоро лугом пройдётся коса:
    Приближается время к покосу.

    На виду полночных рос
    Кто на тёмном небе рос?
    Ясный лунный месяц.
    Кто без кисти и белил
    Крыши города белил?
    Первый зимний месяц.

    Суслик выскочил из норки
    И спросил у рыжей Норки:
    — Где вы были? — У Лисички!
    — Что вы ели там? — Лисички!

    9 СЛАЙД  этимологический

     Посмотрите вокруг себя, найдите в зале предметы, названия которых пришли из других языков, и определите, из каких именно.

    Убедились, что в процессе этимологического анализа слова нередко становится ясным и его современное правописание?

    Замечательные  эти книги словари и справочники. Читать их очень полезная и приятная привычка.

    У С.Я. Маршака есть стихотворение:

    «Усердней с каждым

    днем гляжу в словарь

    В его столбцах

                               мерцают искры чувства

    В подвалы слов

                               не раз сойдет искусство,

    Держа  в руке

                                свой потайной фонарь.

    На всех словах – события печать,

    Они дались недаром человеку.

    Читаю: «Век. От века. Вековать.

    Век доживать.

                     Бог сыну не дал веку.

    Век заедать,

                           Век заживать чужой….»       

    Знаете, ребята, словарями пользуются не только школьники и студенты, но даже писатели и ученые. Тот, кто не ленится часто смотреть в словарь, будет говорить и писать правильно. А еще он не станет засорять свою речь ненужными иностранными словами, а также грубыми, бранными и просторечными.

    Здесь речь идет о словарях иностранных слов. (Слайд 25).

    Для чего нужны такие словари? Правильно, чтобы узнать что же означает незнакомое, а иногда и знакомое для нас слово, а также узнать из какого языка оно пришло. Всем вам знакомы такие слова как “волейбол”, “библиотека”, а “диктант” – вы их считаете русскими, а ведь на самом деле это заимствованные слова из иностранного языка. Например, “волейбол” – английское слово, “библиотека” – греческое, а “диктант” – немецкое.

    В. Белинский сказал: “Все народы меняются словами и занимают их друг и друга”.

    Почему же слова из одного языка проникают в другой? И какими путями? А заимствованные слова – это хорошо или плохо? (Элемент дискуссии.)

    Благодаря заимствованным словам, русский язык становится богаче, угрозы для него не составляют (заимствованных слов не более 10%).

    Я зачитываю предложение, а вы должны сказать нам, о чем идет речь.

    Куртье получил фантастический куртаж и купил кэт. (Слайд 27).

    (Агент (маклер) получил фантастическое вознаграждение и купил одномачтовое судно с одним парусом.)

    Вот и приближается к концу наше путешествие со словарями-книгами, которые зажигают в сердцах желание больше о жизни слов, которые помогут нам сделать речь богаче, красочнее, выразительнее, быть грамотнее и мудрее.

    Составить синквейн к слову СЛОВАРЬ.

    СИНКВЕЙН – это пятистрочный стих (Слайд 30).

    Алгоритм написания синквейна

    1-я строка

    Кто? Что?

    1 существительное

    2-я строка

    Какой?

    2 прилагательных

    3-я строка

    Что делает?

    3 глагола

    4-я строка

    Что автор думает теме

    Фраза из 4 слов

    5-я строка

    Кто? Что?
    (Новое звучание
    темы)

    1 существительное

    А у меня получилось так: (Слайд 31).

    Словарь
    Уникальный, мудрый
    Открывает, объясняет, помогает
    Словари – сокровища национального языка
    Книга!

    А сейчас давайте вместе составим на доске книгу добрых мыслей. Я вам раздам листочки, и вы на них напишите свое высказывание о Словаре – для чего нужен словарь. Кто написал, подходит к доске и прикалывает свой листочек.

    Молодцы, ребята!

    Спасибо за урок, за доставленное удовольствие.

    Впереди у нас много встреч с новыми чудесами.

    О любопытные юноша и девушки вам следует побывать в библиотеке, там вы узнаете много интересного.

    У вас нет прав для создания комментариев.